Рассказы носова читать

Это случилось в детском саду перед празднованием Восьмого марта. Однажды, когда дети позавтракали и приготовились рисовать цветы, воспитательница Нина Ивановна сказала:

— Ну, дети, кто из вас скажет, какой скоро праздник?

— Восьмое марта. Международный женский день! — закричала Света Круглова и, вскочив со стула, запрыгала на одной ножке.

Света наизусть знала все праздники в году, потому что на каждый праздник ей дарили какой-нибудь хороший подарок. Поэтому она даже могла перечислить по пальцам: «Новый год», «Восьмое марта», «Первое мая», «День рождения» и так дальше, пока не дойдёт до нового Нового года.

Конечно, и все остальные дети — и мальчики и девочки — тоже знали, что скоро Восьмое марта, и они тоже закричали:

— Восьмое марта! Восьмое марта! Международный женский день!

— Ну хорошо, хорошо! — сказала Нина Ивановна, стараясь унять ребят. — Вижу, что вы всё знаете. Теперь давайте подумаем, что мы сделаем к празднику для наших мам. Я предлагаю устроить выставку. Пусть каждый из вас попросит маму, чтоб она дала свою фотокарточку, а мы сделаем рамочки, повесим на стену, вот и будет выставка.

— А стишков к празднику уже не будем учить? — спросил Толя Щеглов.

Он был мальчик умный, в детский садик ходил с трёхлетнего возраста и хорошо знал, что к каждому празднику надо учить какие-нибудь стишки.

— Будем и стихи учить. На это у нас времени хватит. А карточки надо заранее приготовить.

Это Нина Ивановна правильно сказала. Она знала, что у какой-нибудь из мам могло не найтись хорошей карточки и кому-нибудь понадобится сходить в фотоателье, чтобы сняться.

Так и получилось у Наточки Кашиной. То есть не у самой Наточки Кашиной, а у её мамы. Мама Наточки даже недовольна была всей этой затеей.

— Я всегда гадко получаюсь на фотографии, — говорила она. — У меня нет ни одной хорошей карточки.

А Наточкин папа над ней посмеивался и говорил, что это ей только так кажется. Мама в конце концов даже обиделась на него. А папа тогда посоветовал ей пойти и сняться, так чтобы была наконец новая, вполне хорошая карточка.

Мама так и сделала. Пошла и сфотографировалась. Но новая карточка ей почему-то ещё меньше понравилась, и мама сказала, что на старых карточках она была гораздо красивее. Тогда папа сказал, что пусть она даст в детский садик какую-нибудь старую карточку.

Мама послушалась и дала Наточке самую старую карточку. То есть это только так говорилось, что она старая. Карточка была совсем новенькая, только она была давно снята, ещё когда мама была совсем молоденькая и ещё не вышла замуж за Наточкиного папу.

В общем, в каждой семье было много разговоров об этих карточках. Мама Владика Огурцова сказала, что она не отличница вовсе, не передовик труда и поэтому не за что где-то вешать её портрет. Но Владикин папа сказал, что это ведь Международный женский день и всех женщин помещают на выставке в детском садике не за то, что они передовики труда, а за то, что они добрые, хорошие мамы, любящие своих детей.

— У нас ведь в комнате висит твоя фотография на стене, — сказал Владикин папа маме. — Почему же дети не могут повесить портреты своих мам хотя бы на праздник? Если бы я был директором детского сада, у меня не только по праздникам, а круглый год портреты всех мам висели бы на стене.

Владикина мама усмехнулась, но больше не спорила. В общем, в этом деле всё обошлось благополучно. Все мамы дали свои портреты. И тогда каждый из ребят нарисовал на большой красной картонке беленькие ромашки с длинными лепестками, так что получились настоящие рамочки. На эти рамочки наклеили портреты мам. Все портреты повесили в два ряда на стенку, так что получилась настоящая выставка картин.

Ребята сидели на стульчиках в ряд и любовались на свою выставку. Все были рады, что на выставке висят их мамы. И всё было бы хорошо, если бы Наточка вдруг не сказала Свете, с которой сидела рядом:

— Знаешь, Светочка, твоя мама очень красивая, и моя мама очень красивая, но моя мама всё-таки красивее твоей мамы.

— Ха-ха! — громко сказала Светочка, хотя от обиды ей вовсе не хотелось смеяться. — Ха-ха! Моя мама, если хочешь знать, в миллион или даже, если хочешь знать, в сто раз красивее твоей мамы. Вот пусть Павлик скажет. Скажи ей, Павлик.

Маленький Павлик встал, внимательно посмотрел на мам и сказал:

— Твоя мама красивая, и твоя мама красивая, а самая красивая моя мама.

— Какой-то глупый! — сердито сказала Ната. — Его спрашивают, кто красивее, Светкина мама или моя! Кто красивее из них двоих? Понял?

— Понял. Из них двоих красивее всех моя мама.

— Что с ним, дурачком, разговаривать! — презрительно надув губки, сказала Света. — Вот мы лучше Толика спросим. Скажи, Толик, чья мама красивее?

Толик подошёл к стенке, где висели портреты, показал пальцем на свою маму и сказал:

— Всех красивее моя мама.

— Что? — закричали Ната со Светой, а вместе с ними и Павлик. — Вот кто красивее! Моя мама! Моя!..

Все трое вскочили, подбежали к портретам, стали показывать пальцами на своих мам. Тут и остальные ребята сорвались со своих мест. Поднялся страшный шум. Каждый тыкал в лицо своей мамы пальцем и кричал:

— Моя мама лучше! Моя мама красивее!

Владик пытался оттолкнуть Нату рукой, но Ната крепко прижимала палец к лицу своей мамы и старалась пихнуть Владика ногой. На шум прибежала Нина Ивановна. Она узнала, отчего весь этот крик, и велела всем сесть на стулья. Но никто не хотел отходить от выставки, и каждый кричал, что его мама красивее.

Тут Нина Ивановна заметила одного самого маленького мальчика, который не кричал, не визжал, а тихо сидел на своём стульчике и со спокойной улыбкой смотрел на всё это представление. Это был Славик Смирнов, который недавно поступил в детский сад. Нина Ивановна похвалила Славика за то, что он не шумит, не кричит, и сказала ребятам:

— Ах вы глупенькие, неразумные маленькие существа! Разве так может быть, чтобы все были самые красивые? Вот посмотрите на Славика. Он у нас самый маленький, но самый умный, потому что не кричит, не визжит и не тычет в карточку своим пальцем.

— Это потому, что он у нас новенький и ещё не сделался смелый, — сказала черноглазая Ирочка.

— Нет, вовсе не потому, — возразила Нина Ивановна. — Он понимает, что самый, самый, самый красивый — всегда кто-нибудь один. Вот пусть Славик скажет, какая из наших мам самая красивая, а мы самой красивой маме подарим вот этот замечательный букет мимоз.

Тут только все увидели, что в руках у Нины Ивановны был большущий букет пахучих мимоз, но никто его не заметил раньше, потому что все только спорили между собой и смотрели на своих мам.

— Давайте! Давайте! — закричали все разом. — Пусть говорит Славик. Он сидел тихо и не лез вперёд со своей мамой. Он правду скажет.

— Ну, иди и покажи, какая мама самая красивая, — сказала Славику Нина Ивановна.

Славик встал, не спеша подошёл к выставке и показал на карточку, на которой была снята старенькая женщина в старой стёганой ватной куртке и в чёрном некрасивом платке на голове.

— Вот самая красивая, — сказал он.

Что тут было! Какой крик поднялся! Все стали кричать, что Славик сказал неправду. А некоторые захохотали так громко, что у них затряслись на голове волосы.

— И нечего тут смеяться, — сказал Славик. — Она просто в некрасивой одежде снята. Её дядя Василий на заводе в спецодежде снял. А когда она в праздник наденет красивое платье, её и не узнать!

— Это он нарочно говорит, что его мама самая красивая, чтоб ей достался букет! — кричали ребята. — Нина Ивановна, не отдавайте его маме букет!

— Да разве это моя мама? — удивился Славик. — Это совсем не моя мама. Это просто бабушка Динь. А моя мама ещё красивее, чем бабушка Динь.

— Какая ещё бабушка Динь? — закричали ребята.

— Ну, бабушка Дина, — объяснил Славик. — Когда я был маленький, я не мог сказать «Дина», а говорил просто «Динь». Вот с тех пор бабушка Дина и стала бабушкой Динь. Мама и папа уехали на два года работать на Север, а я живу с бабушкой Динь. Бабушка Динь хорошая. Она добрая и всегда играет со мной. А теперь даже игрушки дарит. Теперь я подрос и пошёл в детский сад, поэтому бабушка Динь вернулась на завод и, когда получает получку, покупает какой-нибудь подарочек мне. У меня теперь много игрушек. Я их берегу, потому что их подарила мне бабушка Динь.

И тогда Нина Ивановна сказала притихшим ребятам:

— Вот видите, мои маленькие мышата. Каждому из вас кажется всех красивее своя мама, потому что каждый из вас любит свою маму. Значит, самый красивый для нас тот человек, которого мы любим больше всего на свете. И неважно, старый он или молодой, взрослый или ребёнок.

— А кому мы букет отдадим, если так получилось, что все красивые? — спросила Ната.

И тогда Нина Ивановна сказала:

— Давайте отдадим букет бабушке Динь, раз мы так условились. К тому же мам к нам на праздник придёт много, а бабушка Динь будет одна. Мы подарим ей этот букет за то, что она самая старшая среди мам. Согласны?

И все согласились. И так и сделали. Когда мамы пришли в детский садик на праздник, вместе с ними пришла и бабушка Динь. И все увидели, что она в красивом, праздничном платье, а волосы у неё были совсем белые, на лице много морщин, а глаза добрые, ласковые.

Потом все читали приготовленные к празднику стихи, а когда со стихами было покончено, каждый подарил своей маме её портрет в красивой рамке с беленькими ромашками. А потом Света отдала букет мимоз бабушке Динь. Нина Ивановна сказала, что дети решили подарить букет бабушке Динь, потому что она самая старшая среди мам.

Бабушка Динь поблагодарила детей, но не взяла себе все цветы, а каждому дала по веточке мимозы. И каждого, кому давала цветы, она гладила рукой по головке. И когда она погладила по головке Свету, Света почувствовала, что рука у бабушки Динь мягкая, ласковая, точь-в-точь как у Светиной мамы. И Свете уже совсем не было жалко, что цветы достались не её маме.

А Владик сказал:

— На следующий год мой папа поедет в путешествие на Курильские острова, и когда будет Международный мужской день, я принесу на выставку портрет дедушки. Тогда букет мимоз подарим моему дедушке.

А Ната сказала:

— Глупенький! Бывают только международные женские дни, а международных мужских днёв не бывает.

А Нина Ивановна сказала:

— Надо говорить «дней», а не «днёв». Международных мужских дней действительно не бывает, но это ничего. Мы в нашем детском саду устроим один такой день, чтобы папам и дедушкам не было обидно.

Тогда все мамы весело рассмеялись. А веселей всех смеялась бабушка Динь, так как была рада тому, что ей достался букет мимоз.

>
Николай Носов

Николай Носов: биография

Николай Носов, человек, подаривший читателям Незнайку и его захватывающие приключения, писал в далекие времена СССР, но эти книги до сих пор актуальны и популярны среди школьников. По его произведениям снимали и снимают мультфильмы и кино, записывают аудиокниги – и неизменно творчество писателя оказывается востребованным.

Николай Носов

Николай Николаевич Носов родился 10 ноября 1908 года в Киеве, отец будущего писателя был актером. В семье воспитывались четверо детей: старший брат Коли и маленькие сестра и брат. Детские годы Носова были непростыми: сначала страну истощила Первая мировая война, затем грянула революция. Не хватало ни еды, ни дров, и, вдобавок ко всему, семью не миновала эпидемия тифа. Удивительно, но выжили все Носовы.

Путь к писательству был долог. Сначала Николая привлекала профессия отца, затем, в гимназические годы, мальчик увлекся музыкой и попытался освоить скрипку. Однако инструмент потребовал слишком больших усилий, и от музыкальной карьеры Коля отказался.

Николай Носов в детстве

Из-за тяжелой обстановки в стране в 14 лет юноша пошел работать: продавал газеты, косил траву, выполнял любую работу, которая давала возможность поддержать семью. В 1924 году Николай закончил 7 классов и перешел на тяжелую работу: сначала трудился на бетонном заводе, затем – на кирпичном.

Еще одним увлечением писателя в молодости стала химия, и Носов был убежден, что именно она окажется делом его жизни. Но неполное среднее образование не дало возможности поступить в политехнический институт Киева – пришлось идти в вечернюю школу.

Однако незадолго до вступительных испытаний Коля резко переменил намерения, увлекся фотографией и кино и в итоге стал студентом Киевского художественного института. На 2-м курсе юноше удалось перевестись в столицу, где Носов и окончил Московский институт кинематографии.

Николай Носов с читателями

После этого долгое время профессией Николая оставалась режиссура, в том числе и во времена Второй мировой войны – в тот период Носов снимал учебные ленты для советской армии. Причем снимал талантливо – один из фильмов этого периода, рассказывающий о британском танке «Черчилль», стал причиной для получения Николаем Николаевичем ордена Красной звезды. Эффект от демонстрации устройства танка под «Лунную сонату» оказался поразительным.

Книги

Впервые детской литературой Николай Николаевич заинтересовался еще в конце 30-х годов – в 1938-м был опубликован рассказ «Затейники». Причем интерес к писательству для самых маленьких возник по случайности: как многие коллеги, Носов вначале просто рассказывал сказки сыну.

Писатель Николай Носов

Однако режиссура и война заставили отложить писательскую работу, и вернуться к ней Носов смог только во 2-й половине 1940-х. Короткие, увлекательные и легкие для восприятия рассказы выходили на страницах популярного детского журнала СССР – «Мурзилки». «Огурцы», «Фантазеры», «Мишкина каша», «Живая шляпа» — все это написано в тот период.

В 1945 году был издан 1-й сборник рассказов, в 1946-м «Детгиз» опубликовал следующую книгу Носова – «Супеньки». На рубеже десятилетий Николай Николаевич перешел от малой формы к большой и начал писать повести, ориентируясь уже на более старший возраст. Книга «Витя Малеев в школе и дома» стала важной вехой в биографии писателя – за это произведение он получил в 1952-м Сталинскую премию 3-й степени, а уже через 2 года персонажи повести были увековечены в экранизации «Два друга».

Николай Носов и Агния Барто

Однако ни одна книга не принесла Носову большей популярности, чем серия сказок о нахальном и обаятельном коротышке Незнайке. Лохматый человечек в синей шляпе стал символом детства для нескольких поколений жителей СССР, а затем и постсоветского пространства. Первые 2 книги – классический пример литературы Носова для детей. Одновременно с увлекательным и веселым сюжетом маленькому читателю ненавязчиво объясняют базовые морально-этические нормы и дают самостоятельно поразмышлять о взаимоотношениях людей.

А вот 3-я книга серии, «Незнайка на Луне», коренным образом отличается от стандартной детской и подростковой литературы. В этой повести отчетливо прослеживается элемент антиутопии, жанра, не только полузапретного в Советском Союзе, но еще и не предназначенного для маленьких читателей.

Иллюстрация к книгам Николая Носова о Незнайке

Тем не менее, талант Николая Николаевича обеспечил книге и издание, и успех, а читатели получили возможность без специальных усилий понять азы политэкономии и принцип действия тоталитарной олигархии.

Однако детской литературой диапазон творчества Носова не ограничивался, он писал и взрослые произведения. Жанры писатель использовал различные: от повествовательной прозы и автобиографии до сатиры и публицистики. Успех литературы Носова привел к тому, что его произведения неоднократно экранизировали. По книгам Николая Николаевича снимали и анимационное кино, и мультсериалы, и художественные фильмы.

Личная жизнь

Личная жизнь писателя была непростой и неидеальной. Первая жена Николая, журналистка Елена Мазуренко, в 1931 году подарила мужу сына, но брак это не спасло. В конце десятилетия писатель влюбился в сотрудницу киностудии, на которой работал, и бросил семью – впрочем, квартира в Москве остались бывшей жене и ребенку.

Николай Носов с женой Татьяной и внуком Игорем

Елена умерла молодой: в 1941 году женщина вместе с другими москвичами копала окопы для обороны столицы, и эта работа оказалась не под силу ее сердцу. После смерти бывшей жены Николай и новая супруга Татьяна забрали Петю, сына писателя, к себе.

Больше детей у Носова не было, но после рождения внука мужчина проявил к нему огромный интерес. Позже Игорь Носов честно признавался, что дед его обожал и никогда не отказывал мальчику в игре.

Николай Носов и его внук Игорь

Об отношении писателя и к внуку, и к ребенку как таковому можно судить по книге «Повесть о моем друге Игоре», которая поражает не только доброжелательным, но и уважительным отношением к маленькому человеку.

Возможно, именно близкие отношения с дедом и стали причиной того, что, повзрослев, Игорь Носов вернул детям старую сказку, написав «Новые приключения Коротышек».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *