Прокладка труб методом прокола технология работ и технические правила

Преимущества и недостатки обоих видов прокладки трубопроводов

Основными достоинствами и преимуществами данной технологии, за счет которых следует отдать предпочтение бестраншейной прокладке трубопровода, являются:

  • По сравнению с открытым методом прокладки инженерных коммуникаций, для бестраншейного способа потребуется значительное меньшее количество материально-технических ресурсов.
  • Сокращение сроков выполнения работ за счет отсутствия земляных работ и высокой скорости монтажа.
  • Прокладку трубопроводов обеспечивает звено рабочих, состоящее из трех – четырех рабочих.
  • Технология прокладки трубопровода без траншей не наносит ущерб окружающему пространству.
  • Возможность прокладки и ремонта коммуникаций в любое время года. Если зимой менять и прокладывать инженерные сети открытым способом весьма затруднительно, то бестраншейная технология успешно используется в условиях промерзшего грунта.
  • Безопасность проведение монтажа.
  • Уменьшение в несколько раз загрязнения окружающей среды.

Еще одним важным аргументом в пользу данной технологии считается исключение дополнительных затрат по восстановлению целостности асфальтового покрытия, вывозке земли и реконструкции нарушенной прилегающей территории.

Плюсы траншейной прокладки трубопроводов:

  • традиционность – долгое время использовался именно этот метод, а значит, именно к нему в большей степени готовы и обученный ранее рабочий персонал, и проектировщики схем канализации и водоснабжения;
  • доступность – в связи с первым пунктом, этот процесс быстрее просчитывается и лучше обеспечивается необходимой техникой, включая экскаваторы, сварочные аппараты и т.д.
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ:  Кельма для декоративной штукатурки — разновидности, техника работы

Минусы метода очевидны:

  • разрушение при перекапывании наиболее плодородного почвенного слоя – в результате после прокладки трубопровода возникает необходимость восстанавливать «работоспособность» мест культивации растений;
  • гибель при проведении труб уже имеющихся растений всех видов – деревьев и кустарников, дающих кислород, возможно даже агрокультур;
  • необходимость при проведении трубопровода через дорогу останавливать движение по выбранному участку – доставляет значительные неудобства автомобилистам; кроме того, на трассах с особенно интенсивным движением полностью перекрыть поток практически невозможно, значит, и обустройство водопровода или канализации будет или затруднено, или невозможно;
  • по той же причине нельзя проложить носители таким методом под уже построенными зданиями.

Поэтому для того, чтобы проложить трубу без вскрытия грунта, к примеру, под трассой, железной дорогой, жилым домом или производственным строением, применяют бестраншейную прокладку труб.

Достоинства этого способа:

  • не требует рытья траншеи;
  • работы, проведённые таким методом, обходятся дешевле;
  • при наличии необходимых устройств и должной квалификации персонала работа проходит значительно быстрее;
  • бестраншейная прокладка требует меньшего числа рабочих рук;
  • это способ безопаснее и для персонала, и для окружающей среды (не уничтожаются насаждения, не разрушаются слои почвы);
  • работы можно проводить в любое время года, в том числе зимой.

При выполнении подобных работ осуществляется прокладка водопровода, инженерных сетей либо отдельных коммуникаций. По ним необходимое вещество, будь то жидкость или газ, транспортируются потребителю. Каким способом, должны прокладываться и соединяться конструкции, а также глубина прокладки для водопроводных труб, всё описано в проектной документации. Основой для его разработки является проектно-техническая документация и действующие нормы.

Прокладка труб методом прокола технология работ и технические правила
Установка канализации с колодцем

Трубопровод может быть проложен под автотрассой и линией железнодорожных путей, любой постройкой. При этом асфальтовое покрытие и подземные инженерные сооружения не нарушаются. Для магистральных прокладки трубопроводов используется траншейный способ. В этом случае нарушается почвенный покров, парализуется движение транспорта.  После прокладки придется все восстанавливать.

Основные способы укладки

бестраншейная прокладка трубопроводов

Приложение Р

a

— участки трубопровода вне бурового канала;

— наибольшее из значений прогнозируемого размыва, дноуглубления или мощности техногенного грунта;

— концентрация компонента бурового раствора;

— диаметр предыдущего расширения пилотной скважины;

— диаметр расширителя первой ступени;

— диаметр текущего расширения скважины;

— наружный диаметр трубы;

E

— модуль упругости;

F

— грунтовый коэффициент расхода бурового раствора;

— коэффициент учета расхода бурового раствора на сопутствующие технологические операции;

— глубина заложения от верха трубы до дна водоема;

— коэффициент надежности;

— коэффициент учета потерь бурового раствора при использовании системы регенерации;

— коэффициент запаса по тяге буровой установки;

— коэффициент запаса по мощности буровой установки;

— длина плети трубопровода;

L

— расчетная длина скважины по профилю перехода;

— длина звена трубы ВЧШГ прокладываемого трубопровода;

M

— крутящий момент, развиваемый буровой установкой для проходки или расширения скважины;

— количество компонента бурового раствора на соответствующий этап;

n

— число труб в пучке;

— сила тяги буровой установки;

— масса 1 пог. м протягиваемой трубы;

— усилие протягивания трубопровода;

— радиус изгиба трассы прокладки трубопровода;

— минимальный допустимый радиус изгиба трубы;

— комбинированный радиус изгиба трассы, м;

— минимально допустимый радиус изгиба для пучка труб;

— радиус изгиба трассы в вертикальной плоскости, м;

— радиус изгиба трассы в горизонтальной плоскости, м;

— радиус технологического перегиба;

— расчетное сопротивление растяжению материала труб и стыковых соединений;

— минимальный допустимый радиус изгиба буровых штанг;

s

— толщина стенки трубы;

— расчетное время для проходки пилотной скважины;

— время расширения в расчете на длину перехода;

— расчетный объем бурового раствора;

— объем воды, придающий нулевую плавучесть;

— объем бурового раствора на затягивание трубопровода;

— объем бурового раствора на калибровку скважины;

— объем бурового раствора на проходку пилотной скважины;

— необходимый начальный объем бурового раствора;

— объем приготовляемого бурового раствора на весь объем или на очередной этап;

— объем бурового раствора на расширение скважины;

— интенсивность подачи бурового раствора при протягивании;

— интенсивность подачи бурового раствора при калибровке;

— интенсивность подачи бурового раствора на пилотное бурение;

— интенсивность подачи бурового раствора при расширении;

— допускаемый угол отклонения в соединении, град;

— возможное увеличение фактической длины бурового канала (перебур);

— плотность бурового раствора;

— продольное осевое растягивающее напряжение в стенке трубы от протягивания трубопровода;

— скорость бурения пилотной скважины;

— расчетная скорость протягивания.

Укладка любого трубопровода может осуществляться следующими способами:

  • Открытый метод. Магистраль устанавливается на опоры или местом ее расположения является проходной или непроходной коллектор.
Прокладка труб методом прокола технология работ и технические правила
Укладка открытым способом
  • Использование закрытого или бестраншейного способа. Прокладка магистрали не требует предварительно вскрывать грунт.
  • Подземный способ прокладки трубопровода. Выполняются траншеи, в которые монтируют водосточную систему.
Прокладка труб методом прокола технология работ и технические правила
Монтаж водопровода в подготовленную

Данные виды имеют свои положительные стороны и недостатки.

При данном методе трубу укладывают в траншею либо непроходной канал. Если в процессе эксплуатации потребуется доступ к трубам, то необходимо вскрытие соответствующих конструкций.

Закрытый способ

При нем грунт не вскрывается. Такой вариант еще носит название бесканальная прокладка водопроводныд труб. Он осуществляется следующими методами:

  • Выполняются вибропроколы посредством использования вибрационных установок.
  • Гидропроколы. При этом используется ручной или приводной прокалыватель.
  • Механические проколы, при которых используют домкрат.
  • Проколы, при которых используется винтовой прокалыватель грунта.
  • Выполнение пневмопробивки пневмопробойником.
  • Вибровакуумный способ прокладки.
  • Продавливание.

Может использоваться бурение или выполнение микротоннелей. Возможен вариант щитовой и штольневой проходки.

Прокладка труб методом прокола технология работ и технические правила
Прокладка инженерных коммуникаций закрытым способом

То, каким способом будет прокладываться труба, зависит от ряда факторов. Значение имеет длина и диаметр всей конструкции. На это также оказывают влияние особенности грунта и гидрогеология. Зависит от того, какое оборудование будет применяться.

Такой способ характеризуется наличием целого ряда преимуществ при эксплуатации. Этот способ рекомендован к использованию тогда, когда прокладка под землей по каким-то причинам затруднена. Его можно осуществить на участке, имеющий любой рельеф своими руками . При данном способе используют следующие устройства:

  • Использование балочной системы.
  • Прямолинейный способ прокладки. При нем продольные деформации не компенсируются. Осуществляются однопролетные переходы, многопролетные системами с жесткими или земляными опорами.
  • Способ, при котором используется самокомпенсация продольных деформаций. Как правило, это однопролетный консольный переход либо многопролетная система, которая имеет трапецидальные компенсаторы.
  • Вариант прокладки в виде изломов «змейкой». Может иметь место эстакада либо мост.

Возможна арочная, балочная или висячая конструкция.

При этом методе схема идентична той, что используется в тех случаях, когда прокладываются надземные трубопроводы, имеющие в своем составе компенсационные участки. Если местом нахождения трубы является сплошное основание, то схемы укладки могут быть различными и определяется длиной трубопровода. На это также оказывает влияние то обстоятельство, при котором имеются или отсутствуют поперечные кольца жесткости.

Прокладка труб методом прокола технология работ и технические правила
Прокладка трубопровода на садовом участке

Подобная методика используется в случае со старым, изношенным трубопроводом, когда требуется его восстановить. Чаще всего осуществляется прокладка металлопластиковых водопроводных труб, где система находится под надежной защитой от повреждений механического или химического характера. Новая конструкция при этом прокладываются по методу релайнинга. Прокладка не требует раскрытия старой магистрали либо она раскрывается лишь частично. Старый трубопровод демонтажу не подлежит.

Может использоваться защитный кожух. Это наблюдается в тех случаях, года магистраль проходит через какие-либо препятствия, например, автомобильную дорогу. При этом новая труба, в которой осуществляется прокладка, имеет диаметр не менее 200 мм. Такие кожухи в технической терминологии принято называть «футлярами» или «патронами».

Выполнение подобных проколов осуществляют самыми различными способами. Например, используют домкрат. При этом образуется отверстие. В него и вставляется труба. Прокол может осуществляться с различным усилием, что определяется углом, под которым заточен наконечник.

Именно с помощью такого устройства и осуществляется вдавливание. На дно котлована укладывается звено трубы, которое имеет наконечник. Вдавливание осуществляют на такое расстояние, которое только позволяет сделать ход штока. Как только шток примет исходное положение, его заменяют нажимным патрубком (шомполом).

Прокладка труб методом прокола технология работ и технические правила

После этого осуществляют повтор процесса. Как только первое звено будет вдавлено полностью, к его концу осуществляется приваривание второго звена. Весь цикл повторяется заново до тех пор, пока труба не будет вдавлена на всю необходимую длину. В рамках одного цикла труба способна продвинуться на глубину до 150 мм.

Прокладка труб методом прокола технология работ и технические правила
Использование гидравлического оборудования для прокладки труб

С использованием данного метода можно проложить трубу, диаметр которой составляет до 500 мм. Длина прокола может составить до 40 м. Скорость — 2  м/ч. Проколы осуществляются с разными усилиями, что зависит от характера грунта. Данным методом пользуется в том случае, если грунты хорошо сжимаются.

Используют специальный проходческий снаряд, действие которого связано с прневмоударом. По такому методу укладывают трубы диаметром до 400 мм, а глубина скважины составляет до 50 м. Для этого используются нажимной установкой, состоящей из нескольких домкратов. Она приводится в действие с помощью насосов с высоким давлением.

Микротоннели

Такая проходка является полностью автоматизированной и не требует в разработке присутствия людей. По такому бестраншейному методу проходка осуществляется при помощи специальных устройств, которые носят название домкратные станции. При этом используется специальный тоннелепроходческий щит (бур). Происходит смешивание породы с водой и вывод ее наружу. Здесь она уже подвергается сепарированию.

Этот метод наиболее удобен в местах, где застройка отличается повышенной плотностью или при наличии пересеченной местности. Такая система позволяет обеспечить выполнение самых высоких требований. Метод имеет высокую точность. К тому же, осуществляется полный контроль величин на протяжении определенных отрезков времени.

Отдельно стоит сказать о прокладке трубопровода в квартире при замене старых чугунных канализационных систем. Монтаж водопровода осуществляется по другим методам. В этом случае используются различные материалы, включая медные трубы, чье использование для прокладки длинных подземных магистралей нецелесообразно.

Подводя итог

Трубопроводы необходимы на объектах любой отрасли промышленности, сельском хозяйстве и быту. Несмотря на многообразие методов, для осуществления прокладки труб, выбор будет определяться в зависимости от наличия многих факторов. Имеет значение характер грунта, где будут укладываться трубы, материал, из которого изготовлены элементы конструкции, также точное соблюдение всех технологических моментов. От этого будет зависеть результат и время эксплуатации магистрали.

Разновидности бестраншейной прокладки труб

Способ проведения трубопровода зависит, в частности, от длины участка, на котором требуется провести систему водоснабжения или канализации. Например, если планируемая протяжённость такой системы не будет превышать нескольких десятков метров, проведение работ вполне может быть обеспечено и без использования специфической техники.

Достаточно будет лишь изготовить или найти закрытый цилиндр требуемого диаметра (разумеется, размер должен быть чуть больше, чем у прокладываемой трубы) и прикрепить его к выдвигающейся штанге, работающей на пневматическом, гидравлическом или электрическом приводе. С помощью этого несложного оборудования работы можно провести достаточно быстро, однако придётся по обоим краям проектируемой траншеи выкопать котлованы необходимой глубины.

В случае же, когда планируется прокладка бестраншейным способом трубопровода большой протяжённости, работы осуществляются по одному из следующих сценариев:

  1. Проведение санации труб.
  2. Создание тоннеля методом прокола.
  3. Прокладка элементов продавливанием.
  4. Направленное бурение в горизонтальной плоскости.

Каждый из вышеперечисленных способов следует рассмотреть подробнее.

Технология прокладки открытой магистрали труб

Вначале осуществляется возведение того, что будет служить опорой конструкции. Далее трубопровод укладывают в проходные и непроходные каналы, галереи. Местом их расположения может являться траншея или поверхность грунта:

  • отдельно стоящая фундаментная основа или опора;
  • балластировка. На трубопровод крепится груз, либо используется ее анкеровка в грунт. Это необходимо для того, чтобы труба не всплывала;
  • магистраль укладывается на грунт и осуществляется ее засыпка.

Проложить трубопровод под автотрассой с использованием открытого метода можно следующим образом:

  • Работы, не нарушающие интенсивность транспортного движения. При этом устраивается объезд или переезд.
  • На время работ перекрывается поочередно одна половина дороги.
  • На кратковременный срок движение перерывается полностью.

продавливание труб под дорогой

Если территория проводимых работ имеет сложные гидрогеологические условия, то конструкция может быть проложена в туннеле. При проведении монтажа в зимний период, нельзя укладывать стальные трубы на основание, которое промерзло. Перед тем, как уложить их, необходим осмотр всех соединительных деталей и элементов на наличие дефектов. После укладки магистрали проводятся гидравлические испытания. При отсутствии нареканий вся конструкция засыпается.

Открытый метод прокладки чаще всего используют на дачах или в частных домах, где требуется быстрый доступ протечки при аварийных ситуациях. Также им пользуются для проведения газа в частный сектор. Данный  способ наружного применения позволяет провести отдельно газ и установить счетчики, непосредственно в месте подхода трубопровода к дому.

Санация

Суть способа санации трубопровода – бестраншейная замена старых труб на новые.

Различают два основных вида санации.

Санация релайнингом

В таком случае современные трубы из высокомолекулярных соединений (полимеров) протягиваются в уже обустроенный трубопровод. Делать это, в свою очередь, можно двумя способами: без разреза старых труб или с таковым.

В первом случае, когда диаметр новых элементов чуть меньше исходных, необходимо перед началом работ провести обследование внутренней поверхности труб, чтобы предотвратить повреждение пластиковых труб находящимися внутри прежних элементов препятствиями или полное торможение работы.

Второй вариант применяется, когда нужна прокладка труб большого диаметра, превышающего прежний или равного ему. Тогда используется статистическое взламывание старой конструкции.

Порядок проведения работ следующий:

  1. По краям участка, на котором планируется производить работы, роются углубления (размерами около 2×3 м).
  2. Из начального углубления проводятся выдвигающиеся штанги, на рабочих концах которых (в той же яме) фиксируется нож для расширения, посредством вертлюга скреплённый с прокладываемой трубой из ПНД (полиэтилена низкого давления).
  3. В конечном котловане устанавливают на каркасе гидравлические домкраты, с помощью которых осуществляется возвратно-поступательное движение установленных штанг. Для дополнительной надёжности конструкции каркас с домкратами можно установить на бетонную плиту.
  4. Начинают процесс протяжки, длящийся до того момента, когда нож не выйдет полностью в конечный котлован.
  5. Периодически штанги длиной 1,5 м вытаскиваются из траншеи и очищаются от загрязнений.

В итоге старые трубы разрезаются соответствующим ножом, расширяются, и в них проволакивается полимерная труба.

При проведении релайнинга необходимо учитывать несколько рекомендаций:

  • на стадии проектирования процесса следует тщательно подобрать сечение новой прокладываемой трубы ПНД;
  • отрезки новых труб размером 10-12 м свариваются на поверхности и после проводятся в санируемую систему;
  • общая длина сварного участка не должна превышать 0,7 км;
  • при подборе диаметра труб и проведении замеров необходимо учитывать образующийся при сварке бурт, достигающий в некоторых случаях 15 мм.

Реновация

Этот вариант сопровождается полным разрушением старых конструкций с одновременной прокладкой новых труб. Этот метод применяется, когда прежний трубопровод или не удовлетворяет возросшим требованиям к пропускной способности, или слишком обветшал.  Методом реновации можно прокладывать трубы как большего, так и меньшего сечения, чем исходные.

Этот способ также существует в двух вариантах исполнения: заменой старых труб на новые ПНД-трубы, имеющие резьбу, или разрушением трубопровода.

В первом случае возможно осуществлять замену конкретного повреждённого участка трубопровода. Неисправный отрезок трубы разрезают роликовыми ножами, с помощью расширителя увеличивают тоннель, затем вводят новые трубы.

Во втором варианте трубопровод, как при релайнинге, ломается статическим способом.

Преимущества санации:

  • отсутствие необходимости рыть новые тоннели – можно использовать уже обустроенные коммуникационные системы;
  • практически невозможно при проведении работ повредить другие трубопроводы;
  • можно изменять диаметр старых труб на соответствующий современным требованиям;
  • затраты на проведение земельных и восстановительных работ минимальны.

Метод прокола

Данной технологией прокладку коммуникаций проводят методом прокалывания и продавливания. Следует сразу отметить, что этими методами бестраншейной подземной прокладки укладывают исключительно новые инженерные трубные коммуникации.

Прокалывание

Метод прокола применяется для трубных линий протяженностью до 60 метров. Такая небольшая длина обусловлена значительными усилиями в 150 – 3000 Кн, которые необходимо технике для прокалывания грунта. В организации прокола задействованы тракторы, бульдозеры, лебедки и гидравлические домкраты. Прокалывание почвы осуществляется трубной конструкцией оборудованной выступающим наконечником в виде конуса с установленными на нем режущих ножей.

За счет давления, получаемого от оборудования, наконечник вместе с трубной конструкцией круговыми движениями продвигается вперед. При этом грунт вокруг трубы уплотняется и не обсыпается, а сама конструкция по мере продвижения соединяется сваркой. Таким образом можно прокладывать подземные трубопроводы диаметром до 600 мм.

В зависимости от категории грунта и технических возможностей оборудования скорость прокалывания грунтов за один час составляет от 4 до 6 метров. Если к круговым движениям трубного элемента приложить вибрационные усилия, то тогда возможно увеличить быстроту прокола до 20 – 40 м/час.

Для грунтов с хорошей водопроницаемостью применяют метод гидропрокола. В этом случае прокладку коммуникаций производят мощным потоком воды направленного действия, который размывает почву и образует тоннель для прокладки трубопроводов.

Продавливание

Прокладка труб методом прокола технология работ и технические правила
Продавливанием монтируют трубные коммуникации большого диаметра

Принцип метода продавливания аналогичен проколу, только его проводят одной трубой без специальной насадки. В этом случае земляные массы попадают во внутрь трубной полости и находятся там до общего извлечения всей конструкции.

Грунты, для которых рекомендован метод продавливания, должны относится I–IV категории и представлены глиной, суглинкам, супесями или песками.

Инженерный сети, прокладываемые методом продавливанием, могут иметь размеры от 600 до 1720 мм, а предельно допустимая длина участка составляет 100 метров.

Продавливание осуществляется за счет значительных динамических усилий, создаваемых гидравлическими домкратами, которые симметрично устанавливаются по периметру окружности трубы. Работы проводят в следующей последовательности:

  1. Вначале производится отрывка небольшого котлована.
  2. Устанавливается упорная конструкция в виде стены для крепления гидравлических домкратов.
  3. Первые звенья проводящей трубы присоединяют к домкратам, надежно закрепленных на упорных конструкциях. Другой конец трубной конструкции находится в свободном открытом положении.
  4. Гидравлическими домкратами создаются необходимые усилия, приводящие в движение трубный элемент, и он медленно поступательным движением проникает сквозь толщу грунта.

Землю из полости удаляют ручным способом с помощью лопат или сжатым воздухом ударных пневматических приспособлений.

Следующий способ прокладки трубопровода – прокол. Проведение работ таким методом особенно рекомендуется при обустройстве канализации или систем водоснабжения на участках с глинистым или суглинистым грунтом.

Метод имеет ограничения по длине. Например, для труб диаметром до 0,6 м длина соответствующего тоннеля может достигать 60 м.

Прокол для прокладки трубопровода осуществляется путём уплотнения грунта по краям, в результате чего земля не выбрасывается на поверхность, а остаётся в зоне проведения работ.

Предисловие

Сведения о своде правил

1 ИСПОЛНИТЕЛИ: АО «Научно-исследовательский институт транспортного строительства» (АО ЦНИИС); Международная ассоциация специалистов горизонтального направленного бурения (МАС ГНБ)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 «Строительство»

3 ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Департаментом градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России)

4 УТВЕРЖДЕН Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14 ноября 2017 г. N 1534/пр и введен в действие с 15 мая 2018 г.

5 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕВ случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в установленном порядке. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте разработчика (Минстрой России) в сети Интернет

5 Общие положения

5.1 Настоящий свод правил предназначен для применения при проектировании и строительстве закрытых подземных переходов инженерных коммуникаций по 1.1 методом ГНБ совместно с СП 31.13330, СП 32.13330, СП 62.13330, СП 66.13330, СП 74.13330, СП 124.13330, содержащими обязательные требования ко всем сооружениям и элементам строящихся и реконструируемых инженерных сетей.

5.2 Метод ГНБ для прокладки подземных инженерных коммуникаций следует применять в следующих случаях:- техническая невозможность или наличие официальных запретов местных органов власти, уполномоченных организаций и землепользователей на прокладку инженерных сетей траншейным способом;- необходимость обеспечения сохранности существующих элементов инфраструктуры и окружающей среды в границах проектируемого линейного объекта;- при соответствующем технико-экономическом обосновании.

5.3 Для каждого конкретного объекта и условий строительства применение метода ГНБ должно быть обосновано технико-экономическими расчетами, путем сравнения возможных вариантов прокладки. В составе расчетов для траншейного способа необходимо учитывать ожидаемые стоимостные и временные затраты по перекладке существующих коммуникаций, перекрытию или ограничению движения на автомобильных и железных дорогах, предотвращению негативного влияния разработки котлованов и траншей на окружающую застройку и природную среду.

5.4 Конструктивно-технологические решения по прокладке инженерных коммуникаций методом ГНБ должны обеспечивать проведение работ в подземном пространстве без вскрытия дневной поверхности. Минимальные объемы земляных работ могут предусматриваться в пределах строительных площадок на точках входа или выхода (небольшие котлованы, шурфы, приямки для сбора бурового раствора).

5.5 Метод ГНБ следует применять, как правило, в дисперсных несвязных (пески) и связных (супеси, суглинки, глины) грунтах, в пластичномерзлых и твердомерзлых грунтах по ГОСТ 25100, в которых с помощью бурового тиксотропного раствора обеспечивается устойчивость стенок скважины.

прокол трубопровода

5.6 К сложным геологическим условиям, в которых применение метода ГНБ затруднено или невозможно, относятся: подземные воды с большим напором, глинистые грунты текучей консистенции, плывуны, валунные и гравийно-галечниковые грунты, грунты с включениями искусственного происхождения (обломки железобетонных плит, отходы металлургического производства и т.п.), неустойчивые площадки (карст, оползни, подрабатываемые территории).

5.7 Для обеспечения возможности применения метода ГНБ в сложных геологических условиях по 5.6 следует предусматривать выполнение дополнительных мероприятий по 8.4, использование соответствующего оборудования и бурового инструмента (буровые перфораторы, забойные двигатели, специальные высокопрочные буровые коронки и др.) по А.3 (приложение А).

5.8 Прокладка инженерных коммуникаций методом ГНБ, как правило, осуществляется в три этапа:- направленное бурение пилотной скважины по заданной проектом трассе;- однократное или последовательно-многоразовое расширение скважины до образования бурового канала, позволяющего протягивать трубопровод проектного диаметра, при необходимости, калибровка бурового канала (см. 8.6.12);

— протягивание коммуникационного трубопровода (защитного футляра) через буровой канал, как правило, по направлению от точки выхода бура на поверхность к буровой установке.Примечание — В стесненных условиях направление протягивания определяется возможностью размещения площадки для раскладывания и сборки трубопровода.

5.9 При проектировании и строительстве закрытых подземных переходов инженерных коммуникаций методом ГНБ следует соблюдать правила безопасного выполнения работ и охраны окружающей среды в соответствии с разделами 12 и 13.

Введение

Настоящий свод правил разработан в соответствии с Федеральными законами: от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании», от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации», от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации», от 30 декабря 2009 г.

N 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 г. N 870 «Технический регламент о безопасности сетей газораспределения и газопотребления».Свод правил разработан авторским коллективом: Филиал АО ЦНИИС НИЦ «Тоннели и метрополитены» (руководитель работы — И.М.Малый, канд. техн. наук Е.В.Щекудов, Н.А.Пухова, А.О.Боев, А.А.Шевченко, А.Д.Кобецкий);

АО ЦНИИС (канд. экон. наук И.А.Бегун); Международная ассоциация специалистов горизонтального направленного бурения (канд. техн. наук А.И.Брейдбурд, С.Е.Каверин, Р.Н.Матвиенко, Р.Ф.Аминов, Е.В.Азаева, А.Р.Сабитов, М.Р.Фатхутдинов, К.Б.Павлов); СРО НП «Объединение строителей подземных сооружений, промышленных и гражданских объектов» (Р.Р.Салахов).

Приложение П. Порядок сдачи работ

метод продавливания при прокладки трубопровода

8.1.1 Прокладка ЗП инженерных коммуникаций горизонтальным направленным бурением должна проводиться в соответствии с проектной и организационно-технологической документацией (ПОС и ППР), согласованной и утвержденной в порядке, установленном СП 48.13330. Проектно-сметная документация должна быть рассмотрена и согласована застройщиком (заказчиком) или лицом, осуществляющим строительство в соответствии с действующим законодательством (генеральный подрядчик) с участием представителей субподрядных организаций.

8.1.2 Для производства работ необходимо применять специализированное оборудование, соответствующее инженерно-геологическим и гидрогеологическим условиям строительства, протяженности и конструкции предполагаемого к прокладке трубопровода.Примечание — Характеристики оборудования, рекомендации по его подбору, элементы технического и инфраструктурного оснащения приведены в приложении А, типовой состав бригады для выполнения работ по ГНБ — в приложении Д.

8.1.3 На участке проведения работ должен быть полный комплект инструкций по подготовке, эксплуатации, техническому обслуживанию буровой установки и другого технологического оборудования, а также по ремонту отдельных узлов и безопасному производству работ.

8.1.4 Руководящий состав и инженерно-технические работники подрядной строительной организации, ответственные за организацию и производство работ, осуществление технического контроля качества на всех этапах прокладки коммуникаций методом ГНБ, должны быть соответствующей квалификационной подготовки с аттестацией по правилам безопасного выполнения работ и промышленной безопасности.

8.1.5 Производитель работ должен выполнять оценку и управление возможными рисками, связанными с прокладкой подземных инженерных коммуникаций методом ГНБ, осуществлять организационно-технические мероприятия по предотвращению и снижению рисков, приведенных в приложении В.

8.2.1 ППР по сооружению ЗП методом ГНБ, в соответствии с СП 48.13330, должен разрабатываться в полном (см. 8.2.3) или неполном объеме (см. 8.2.6), в зависимости от территории и условий строительства, требований местной исполнительной власти, решения застройщика, технического заказчика или лица, осуществляющего строительство (генеральной подрядной строительной организации).

8.2.2 Разработку ППР необходимо выполнять на основании ПОС и другой проектно-сметной документации для объекта капитального строительства либо линейного объекта, в состав которого входит ЗП. Отступления от утвержденных проектных решений без согласования с техническим заказчиком, генеральным подрядчиком и проектной организацией не допускаются.

8.2.3 ППР в полном объеме, кроме общестроительных разделов, соответствующих СП 48.13330, [13], [14] должен включать:- календарный график прокладки ЗП (см. 8.5, 8.6, 8.8);- топографические планы строительных площадок со стороны буровой установки (точка входа) и со стороны трубы (точка выхода) (см. 8.3);

— план и продольный профиль монтажной зоны сборки плети трубопровода (см. 8.7);- пояснительную записку, содержащую технологические решения (см. 8.5); состав и характеристики бурового раствора; значения максимальных скоростей бурения, протягивания, необходимых объемов и давления подачи бурового раствора;

способ и этапы расширения скважины (см. 8.6); диаметр бурового канала; порядок развертывания катушек трубопровода или монтажа из сборных звеньев (см. 8.7); порядок протягивания трубопровода в скважину и предельно допустимое значение усилия тяги (см. 8.8); объемы и методы операционного контроля за производством работ при бурении, расширении и протягивании трубопровода (см. 11.3);

мероприятия по обеспечению производства работ в холодный период года (см. 8.10); мероприятия по обеспечению безопасного выполнения работ (см. 12); объем отходов, места утилизации отработанного бурового раствора и шлама, природоохранные мероприятия и возможные мероприятия по обеспечению сохранности пересекаемых транспортных, городских и других объектов (см. 13).Требования охраны труда и безопасности приведены в [15], [16].

8.2.4 Топографический план строительной площадки должен содержать:- расположение, размер и тип основных элементов комплекса ГНБ (буровая установка, кабина управления, сменное оборудование, блок электроснабжения и т.п.);- расположение и размеры блоков приготовления и регенерации, емкостей для хранения бурового раствора;

— расположение и размеры возможных приямков и шламоприемников;- расположение складского участка и, при необходимости, крановой площадки, мастерских, столовых, прорабских, подъездных и внутриплощадочных дорог, ограждения строительной площадки.Пример типовой схемы расположения оборудования на стройплощадках в точках входа/выхода трубопровода приведен на рисунке 8.1.

8.2.5 Организационно-технологическая документация в составе ППР по монтажной зоне (порядок развертывания катушек трубопровода или монтажа из сборных звеньев, план и продольный профиль монтажной зоны сборки плети трубопровода) должна содержать:- конструкцию, высоту и положение монтажных роликовых опор, расстояние между ними по 8.7.9-8.7.13;- радиус перегиба трубопровода на стадии монтажа по 8.7.15-8.7.18.

8.2.6 ППР по сооружению ЗП в неполном объеме, в дополнение к СП 48.13330, должен включать:- топографические планы строительных площадок для точек входа/выхода;- технологические схемы и порядок выполнения буровых работ по 8.4-8.6, сборки и протягивания трубопровода по 8.7-8.8;

— порядок операционного контроля по 11.3.

8.3.1 До начала бурения должны быть выполнены следующие подготовительные работы:- геодезическая разбивка трассы и вынос в натуру точек начала забуривания и выхода бура из грунта;- уточнение местоположения и глубины заложения существующих коммуникаций и подземных объектов по трассе ЗП с участием технического заказчика.

Примечание — При отсутствии данных их определение с использованием специализированного оборудования (георадары, трассоискатели и др.) приведено в [17];- подготовка строительных площадок для размещения буровой установки, насосно-смесительного узла для приготовления бурового раствора, склада буровых штанг, контейнера хранения для бентонита, полимеров, строительных материалов, бытовых помещений (см. рисунок 8.1);

8.3.2 При необходимости размещения буровой установки на слабых или просадочных грунтах, значительных тяговых и вертикальных нагрузках следует предусматривать дополнительные меры по укреплению основания и закреплению буровой установки, например: устройство монолитной бетонной плиты или укладку бетонных плит, свайного основания, подпорной шпунтовой стенки, внешних упоров.

8.3.3 Если предусматривается выполнение расширения (от себя) пилотной скважины или протягивание трубопровода от буровой установки, на строительной площадке в точке выхода должна устанавливаться дополнительная установка ГНБ, которая подтягивает расширитель на конечном участке скважины.

8.3.4 В стесненных условиях, например, на участках горной местности, пересечении береговых участков, допускается ведение работ по одноплощадочной схеме со стороны буровой установки, размещенной на точке входа по 10.14.

проложить трубу без вскрытия грунта

11.1.1 Контроль качества работ, выполняемых методом ГНБ, должен осуществляться в соответствии с требованиями нормативных документов на прокладку инженерных коммуникаций конкретного вида и настоящего свода правил.

11.1.2 При прокладке подземных инженерных коммуникаций методом ГНБ надлежит выполнять все виды производственного контроля, предусмотренные СП 48.13330 — входной, операционный и приемочный при сдаче работ. При входном контроле проверяют качество поступающих на строительную площадку конструкций, изделий и материалов.

11.1.3 Результаты контроля следует фиксировать в общем и специальных журналах работ [19], в актах на освидетельствование скрытых работ [20], в специализированных формах ведения исполнительной документации в соответствии с настоящим сводом правил (см. приложение К), других документах.

11.1.4 Авторский надзор за прокладкой подземных коммуникаций методом ГНБ проводится застройщиком или техническим заказчиком с привлечением лица, осуществляющего подготовку проектной документации, в течение всего периода производства работ по прокладке коммуникаций. Порядок осуществления и функции авторского надзора приведены в СП 246.1325800.

11.2.1 Входному контролю должны подвергаться все поступающие на строительство материалы и изделия, в том числе предназначенные к прокладке трубы, детали и узлы трубопроводов, компоненты буровых растворов, технологическое оборудование, сварочные, изоляционные расходные материалы и др.

11.2.2 Все поступающие на строительство материалы и изделия должны соответствовать требованиям к их маркам, типам, свойствам и другим характеристикам, указанным в проектной документации. При этом, проверяются наличие и содержание сопроводительных документов, подтверждающих качество поступающих материалов и изделий.

При необходимости, должны выполняться контрольные измерения и испытания характеристик поступающей продукции. Объемы, методы и средства контрольных измерений и испытаний должны соответствовать нормативным документам на конкретный вид материалов и изделий. Результаты входного контроля должны быть документированы в журналах входного контроля и (или) лабораторных испытаний.

2 Нормативные ссылки

В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие документы:ГОСТ 9.602-2016 Единая система защиты от коррозии и старения. Сооружения подземные. Общие требования к защите от коррозииГОСТ 12.1.007-76 Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасностиГОСТ 17.1.3.

13-86 Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к охране поверхностных вод от загрязненияГОСТ 17.2.2.02-98 Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы определения дымности отработавших газов дизелей, тракторов и самоходных сельскохозяйственных машинГОСТ 908-2004 Кислота лимонная моногидрат пищевая.

Технические условияГОСТ 2156-76 Натрий двууглекислый. Технические условияГОСТ 5100-85 Сода кальцинированная техническая. Технические условияГОСТ 5180-2015 Грунты. Методы лабораторного определения физических характеристикГОСТ 6996-66 Сварные соединения. Методы определения механических свойствГОСТ 7512-82 Контроль неразрушающий.

Соединения сварные. Радиографический методГОСТ 8731-74 Трубы стальные бесшовные горячедеформированные. Технические требованияГОСТ 8733-74 Трубы стальные бесшовные холоднодеформированные и теплодеформированные. Технические требованияГОСТ 10060-2012 Бетоны. Методы определения морозостойкостиГОСТ 10704-91 Трубы стальные электросварные прямошовные.

СортаментГОСТ 10705-80 Трубы стальные электросварные. Технические условияГОСТ 10706-76 Трубы стальные электросварные прямошовные. Технические требованияГОСТ 12248-2010 Грунты. Методы лабораторного определения характеристик прочности и деформируемостиГОСТ 12536-2014 Грунты. Методы лабораторного определения гранулометрического (зернового) и микроагрегатного составаГОСТ 16037-80 Соединения сварные стальных трубопроводов.

траншейная прокладка трубопроводов

Основные типы, конструктивные элементы и размерыГОСТ 17410-78 Контроль неразрушающий. Трубы металлические бесшовные цилиндрические. Методы ультразвуковой дефектоскопииГОСТ 18599-2001 Трубы напорные из полиэтилена. Технические условияГОСТ 20276-2012 Грунты. Методы полевого определения характеристик прочности и деформируемостиГОСТ 20295-85 Трубы стальные сварные для магистральных газонефтепроводов.

Технические условияГОСТ 23732-2011 Вода для бетонов и строительных растворов. Технические условияГОСТ 25100-2011 Грунты. КлассификацияГОСТ 25358-2012 Грунты. Метод полевого определения температурыГОСТ 30416-2012 Грунты. Лабораторные испытания. Общие положенияГОСТ 30672-2012 Грунты. Полевые испытания.

Общие положенияГОСТ 30732-2006 Трубы и фасонные изделия стальные с тепловой изоляцией из пенополиуретана с защитной оболочкой. Технические условияГОСТ 31244-2004 Контроль неразрушающий. Оценка физико-механических характеристик материала элементов технических систем акустическим методом. Общие требованияГОСТ 31447-2012 Трубы стальные сварные для магистральных газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов.

Технические условияГОСТ 33213-2014 (ISO 10414-1:2008) Контроль параметров буровых растворов в промысловых условиях. Растворы на водной основеГОСТ Р 50838-2009 Трубы из полиэтилена для газопроводов. Технические условияГОСТ Р 50864-96 Резьба коническая замковая для элементов бурильных колонн. Профиль, размеры, технические требованияГОСТ Р 51164-98 Трубопроводы стальные магистральные.

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: «Детали соединительные из полиэтилена для газопроводов. Общие технические условия». — Примечание изготовителя базы данных.

ГОСТ Р 55276-2012 (ИСО 21307-2011) Трубы и фитинги пластмассовые. Процедуры сварки нагретым инструментом встык полиэтиленовых (ПЭ) труб и фитингов, используемых для строительства газо- и водопроводных распределительных системГОСТ Р 55724-2013 Контроль неразрушающий. Соединения сварные. Методы ультразвуковыеГОСТ Р 56059-2014 Производственный экологический мониторинг.

Общие требованияГОСТ Р 56063-2014 Производственный экологический мониторинг. Требования к программам производственного экологического мониторингаГОСТ Р 57208-2016 Тоннели и метрополитены. Правила обследования и устранения дефектов и повреждений при эксплуатацииГОСТ Р ИСО 3126-2007 Трубопроводы из пластмасс.

Пластмассовые элементы трубопровода. Определение размеровГОСТ Р ИСО 21467-2011 Машины землеройные. Машины для горизонтального направленного бурения. Терминология и эксплуатационные показателиГОСТ Р МЭК 61386.24-2014 Трубные системы для прокладки кабелей. Часть 24. Трубные системы для прокладки в землеГОСТ ISO 2531-2012 Трубы, фитинги, арматура и их соединения из чугуна с шаровидным графитом для водо- и газоснабжения.

Технические условияГОСТ ISO 3183-2015 Трубы стальные для трубопроводов нефтяной и газовой промышленности. Общие технические условияСП 18.13330.2011 «СНиП II-89-80* Генеральные планы промышленных предприятий» (с изменением N 1)СП 22.13330.2016 «СНиП 2.02.01-83* Основания зданий и сооружений»СП 25.13330.2012 «СНиП 2.02.

04-88 Основания и фундаменты на вечномерзлых грунтах» (с изменением N 1)СП 31.13330.2012 «СНиП 2.04.02-84* Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» (с изменениями N 1, N 2)СП 32.13330.2012 «СНиП 2.04.03-85 Канализация. Наружные сети и сооружения»СП 34.13330.2012 «СНиП 2.05.02-85* Автомобильные дороги» (с изменением N 1)СП 42.13330.2016 «СНиП 2.07.

СП 47.13330.2016 «СНиП 11-02-96 Инженерные изыскания для строительства. Основные положения»СП 48.13330.2011 «СНиП 12-01-2004 Организация строительства» (с изменением N 1)СП 62.13330.2011 «СНиП 42-01-2002 Газораспределительные системы» (с изменениями N 1, N 2)СП 66.13330.2011 Проектирование, строительство напорных сетей водоснабжения и водоотведения с применением высокопрочных труб из чугуна с шаровидным графитомСП 74.13330.2011 «СНиП 3.05.

03-85 Тепловые сети»СП 119.13330.2012 «СНиП 32-01-95 Железные дороги колеи 1520 мм» (с изменением N 1)СП 120.13330.2012 «СНиП 32-02-2003 Метрополитены» (с изменениями N 1, N 2)СП 121.13330.2012 «СНиП 32-03-96 Аэродромы»СП 124.13330.2012 «СНиП 41-02-2003 Тепловые сети»СП 126.13330.2012 «СНиП 3.01.03-84 Геодезические работы в строительстве»СП 246.1325800.

2016 Положение об авторском надзоре за строительством зданий и сооруженийСП 249.1325800.2016 Коммуникации подземные. Проектирование и строительство закрытым и открытым способомСанПиН 2.1.4.1110-92 Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначенияСанПиН 2.1.5.980-00 Гигиенические требования к охране поверхностных водСанПиН 2.2.1/2.1.1.

1200-03 Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектовСанПиН 2.2.3.1384-03 Гигиенические требования к организации строительного производства и строительных работПримечание — При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных документов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя, опубликованного в текущем году.

Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то следует руководствоваться заменяющим (измененным) документом. Если после утверждения настоящего свода правил в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения.

3 Термины и определения

3.1 азимут скважины: Угол между горизонтальной проекцией оси пилотной скважины и направлением юг-север, измеряемый по часовой стрелке.

3.2 бентонит: Коллоидная глина, состоящая в основном из минералов группы монтмориллонита с выраженными сорбционными свойствами и высокой пластичностью.Примечание — При производстве работ методом ГНБ бентонит применяется в виде глинопорошка.

прокол для прокладки трубопровода

3.3 буровая головка (пионер): Передовой бур со сменными насадками.

3.4 буровой канал: Расширенная буровая скважина для протягивания трубопровода.

3.5 буровой раствор: Многокомпонентная дисперсная, как правило, бентонитовая жидкостная суспензия, применяемая при бурении пилотной скважины, последовательных расширениях и протягивании трубопровода.

3.6 буровой шлам: Разбуренная порода, смешанная с отработанным буровым раствором и выносимая из забоя скважины.

3.7 вертлюг: Шарнирное соединительное звено, предотвращающее передачу вращения от буровой колонны к протягиваемому трубопроводу.

3.8 высокопрочный чугун с шаровидным графитом; ВЧШГ: Тип чугуна, в котором графит присутствует преимущественно в шаровидной форме.

горизонтальное направленное бурение: Многоэтапная технология бестраншейной прокладки подземных инженерных коммуникаций при помощи специализированных мобильных буровых установок, позволяющая вести управляемую проходку по криволинейной траектории, расширять скважину, протягивать трубопровод.

Примечание — Бурение ведется под контролем систем радиолокации и с использованием буровых растворов.


[СП 249.1325800.2016, статья 3.11]

3.11 закрытый подземный переход; ЗП: Линейный участок инженерной коммуникации, состоящий из одной или нескольких ниток трубопровода, прокладываемый бестраншейным способом под различными препятствиями и ограниченный точками входа и выхода пилотной скважины.

прокладка труб большого диаметра

3.12 забой скважины (здесь): Находящаяся в бурении часть скважины.

3.13 забойный двигатель: Устройство в составе буровой колонны, преобразующее, как правило, гидравлическую энергию потока бурового раствора в механическую работу (вращательную или ударную) породоразрушающего инструмента.Примечание — Применяются забойные двигатели вращательного (турбобур, винтовой забойный двигатель) и ударного типов (гидро- и пневмоударник).

3.14 защитный футляр (здесь): Элемент конструкции трубопровода, защищающий его от внешних воздействий и повреждений на участках перехода под железными и автомобильными дорогами, существующими коммуникациями, зданиями и сооружениями, а также для прокладки электрических кабелей, кабелей связи, сигнальных кабелей.Примечание — Наличие защитного футляра позволяет выполнять ремонт коммуникаций без вскрытия поверхности земли.

3.15 защитное композитное покрытие: Многослойная система защиты труб и трубодеталей от механических повреждений и коррозии, состоящая из наружной оболочки (стальная, стальная оцинкованная, металлополимерная, полиэтиленовая) и закаченного под давлением между продуктовой трубой и оболочкой промежуточного слоя твердеющего цементно-полимерно-песчаного раствора, армированного полимерной фиброй или стальным каркасом (сеткой).

3.16 калибровка: Дополнительное укрепление и уплотнение стенок и проверка готовности бурового канала к протягиванию трубопровода, путем пропуска калибра — секции (элемента) основной трубы максимального проектного диаметра или расширителя.

3.17 колонна буровых штанг (буровая колонна) (здесь): Ряд последовательно собираемых, по мере проходки, буровых штанг, оснащенный необходимыми приспособлениями и применяемый для передачи крутящего момента и тягового усилия от опорной рамы буровой установки к буровой головке, расширителю, протягиваемому трубопроводу, подачи бурового раствора к буровому инструменту.

3.18 насадка буровой головки (лопатка): Сменный буровой инструмент, обеспечивающий разрушение, оптимальный угол резания грунта и траекторию проходки.Примечание — Подбирается в зависимости от типа проходимого грунта.

3.19 окружающая среда: Совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов*.________________* Здания, дороги, инженерные сети.

Прокладка труб методом прокола технология работ и технические правила

3.20 пакет труб: Два и более трубопровода, предназначенные к одновременной прокладке в одну скважину закрытого подземного перехода.

3.21 пилотная скважина: Направляющая скважина, бурение которой осуществляется в первую очередь.

3.22 подводный переход: Закрытый подземный переход, пересекающий водную преграду и ограниченный запорной арматурой или, при ее отсутствии, горизонтом высоких вод с вероятностью превышения не более 10%.

3.23 приближение скважины: Минимально допускаемое расстояние в свету между буровым каналом и пересекаемым (прилегающим к трассе ЗП) объектом.

3.24 расширение скважины (здесь): Технологический процесс увеличения первоначального диаметра пилотной скважины с помощью расширителя.

3.25 регенерация бурового раствора: Очистка и обогащение раствора, обеспечивающие его повторное применение.

3.26 риски при ГНБ: Возможность возникновения непредвиденных и аварийных ситуаций в процессе прокладки коммуникаций методом ГНБ, приводящих к срыву плановых сроков и удорожанию работ, повреждению технологического оборудования, ущербу здоровью технического персонала и других лиц, негативным воздействиям на окружающую среду.

3.27 система локации: Измерительная система, позволяющая определять и контролировать положения буровой головки и другие характеристики технологического процесса проходки пилотной скважины.

3.28 ситуационно-топографические условия: Совокупность факторов природного и искусственного происхождения, определяющих положение трассы ЗП и организационно-технические решения по производству работ.

3.29 створ перехода: Плановое положение и вертикальная плоскость, соответствующие проектной оси подземного перехода.

трасса перехода: Положение оси линейной коммуникации (трубопровода, кабеля и др.), отвечающее ее проектному положению на местности.

[СП 249.1325800.2016, статья 3.44]

3.31 точка входа/выхода: Планово-высотное положение начала/завершения бурения пилотной скважины.

3.32 угол входа/выхода скважины (здесь): Угол между осью пилотной скважины в точке входа/выхода и линией горизонта.

Приложение Р. Основные буквенные обозначения величин

В настоящем своде правил применяются следующие сокращения:ГНБ — горизонтальное направленное бурение;ЗП — закрытый переход (подземный);ЗКП — защитное композитное покрытие;НД — нормативный документ;НВД — насос высокого давления (для подачи бурового раствора);ПВХ — поливинилхлорид;ПОС — проект организации строительства;

Приложение Р

10 Особенности прокладки подводных переходов

6.1 Общие положения

6.1.1 Инженерные изыскания для прокладки подземных коммуникаций методом ГНБ должны выполняться в соответствии с требованиями СП 47.13330, соответствующих нормативных документов на конкретный вид изысканий и включать инженерно-геодезические, инженерно-геологические, инженерно-гидрометеорологические, инженерно-экологические и инженерно-геотехнические виды изысканий.

6.1.2 Полученные в результате изысканий материалы должны быть достаточными для сравнения возможных вариантов прокладки конкретной инженерной коммуникации в соответствии с 5.3, принятия решений по проектированию перехода в соответствии с разделом 7, производства работ по разделу 8.

6.1.3 В техническом задании на проведение изысканий необходимо приводить предполагаемые положения точек входа/выхода бура, площадок развертывания катушек трубопровода или раскладки звеньев протягиваемых труб, технологические проезды к точкам входа/выхода, предварительную глубину заложения трубопровода*.________________* Уточняется по результатам изысканий и проектирования.

Прокладка труб методом прокола технология работ и технические правила

6.2.1 Инженерно-геодезические изыскания следует выполнять в соответствии с СП 47.13330. Требования и правила производства конкретного виды* изысканий приведены в [4]. _________________

* Текст документа соответствует оригиналу. — Примечание изготовителя базы данных.

6.2.2 Топографическая съемка должна обеспечивать получение необходимых данных о рельефе местности, существующих водоемах, зданиях и сооружениях (наземных и подземных), других ситуационных материалов по предполагаемой трассе и строительным площадкам для обеспечения проектирования и проведения работ.

6.2.3 Трассировочные работы должны обеспечивать предварительный выбор вариантов трассы, подготовку продольного профиля по створу перехода и поперечных профилей пересечений существующих объектов.

6.2.4 Створ участка перехода ГНБ трассируется камерально. Полевое трассирование выполняется на участках прокладки открытым способом (в траншее, наземно, надземно) при необходимости проектирования таких участков.

6.3.1 Инженерно-геологические изыскания следует выполнять в соответствии с СП 47.13330 и СП 249.1325800 для построения продольного профиля трассы скважины ГНБ, выбора бурового оборудования и состава бурового раствора, определения проницаемости грунтов по длине перехода и возможности просачивания бурового раствора при бурении скважины.

Отчет по инженерно-геологическим изысканиям по профилю перехода и строительным площадкам должен содержать:- разрезы и буровые колонки с грунтовыми прослойками и напластованиями, мощности слоев и их наклоны;- положение, количественную и качественную оценки элементов и зон со сложными геологическими условиями по 5.6;- физико-механические характеристики свойств грунтов по 6.3.10;- данные об уровнях и режимах подземных вод (с учетом сезонных колебаний).

6.3.2 При пересечении железнодорожных линий и автомобильных дорог минимальные объемы буровых работ [5] при геологических изысканиях должны составлять не менее двух буровых скважин по оси пересечения с каждой стороны железнодорожного земляного полотна или полотна автомобильной дороги, глубиной не менее чем на 3,0 м ниже дна защитного футляра.

6.3.3 Для переходов через водные преграды, на стадии подготовки задания на инженерно-геологические изыскания, глубина скважин назначается исходя из предполагаемого заложения трубопровода, но не менее 6 м до дна водоема, на основании чего уточняются характеристики деформаций русла.

6.3.4 Для переходов через широкие водные преграды могут быть рекомендованы двухэтапные буровые работы. Вначале, на большом расстоянии друг от друга, пробуриваются вертикальные разведочные скважины первого этапа. На втором этапе — скважины с меньшим расстоянием одна от другой на наиболее ответственных участках, при этом расстояние между скважинами по закрытому переходу не должно превышать 50 м, а на участках сложного геологического строения и в условиях существующей застройки — 25 м.

6.3.5 Вертикальные разведочные скважины следует располагать попеременно справа и слева от створа закрытого перехода на максимальном расстоянии 10 м и минимальном расстоянии 5 м от створа перехода. Глубина вертикальной разведочной скважины должна быть не менее чем на 3-5 м ниже проектируемого заглубления дна трубопровода.

6.3.6 В дополнение к вертикальным допускается бурение горизонтальных разведочных скважин методом ГНБ по трассе перехода для уточнения результатов инженерно-геологических изысканий по данным пилотного бурения.

6.3.7 Данные инженерно-геологических изысканий скважины подлежат уточнению по результатам проходки пилотной скважины и должны учитываться при расширении, протягивании, калибровке.

Прокладка труб методом прокола технология работ и технические правила

6.3.8 Для предупреждения возможности утечки буровой жидкости при направленном бурении все скважины подлежат ликвидации, порядок проведения которой приведен в [6].

6.3.9 Наряду с проходкой разведочных скважин по 6.3.2-6.3.7 используют результаты полевых испытаний грунтов по ГОСТ 30672, методы геофизических исследований грунтов приведены в [7]*.________________* См. раздел Библиография. — Примечание изготовителя базы данных.

6.3.10 В результате лабораторных, полевых и геофизических исследований грунтов должны быть получены их физико-механические характеристики необходимые для разработки проектно-технологических решений, включая:- плотность грунта и его частиц, влажность (по ГОСТ 5180 и ГОСТ 30416);- коэффициент пористости;

— гранулометрический состав (по ГОСТ 12536) для крупнообломочных грунтов и песков;- влажность на границах пластичности и текучести, число пластичности и показатель текучести для глинистых грунтов (по ГОСТ 5180);- угол внутреннего трения, удельное сцепление, модуль деформации и коэффициент поперечной деформации грунтов (по ГОСТ 12248, ГОСТ 20276, ГОСТ 30416 и ГОСТ 30672);

— гранулометрический состав, вид и процентное содержание заполнителя крупнообломочного грунта (по ГОСТ 12536) для крупнообломочных грунтов и песков;- временное сопротивление при одноосном сжатии в воздушно-сухом и водонасыщенном состоянии, коэффициент выветрелости, показатели размягчаемости и растворимости (по ГОСТ 12248) для скальных грунтов;

6.3.11 В соответствии с техническим заданием могут быть определены и другие характеристики грунтов, необходимые для расчетов. Состав лабораторных исследований при необходимости уточняется проектной организацией и указывается в техническом задании на изыскательские работы.

6.4.1 Инженерно-гидрометеорологические изыскания следует выполнять для проектирования и строительства подводных переходов, включая:- определение горизонта высоких вод заданной обеспеченности (1, 2, 3, 5, 10%) и нанесение на продольный профиль;- определение меженного уровня водной преграды;- русловую съемку для прогноза профиля предельного размыва русла и деформаций берегов на расчетный период эксплуатации перехода, но не менее 25 лет, нанесение результатов на продольный профиль;

6.5.1 Инженерно-экологические изыскания следует выполнять в объемах, установленных СП 47.13330 для проектирования, экспертизы проектов и строительства ЗП через водоемы и водотоки суши, морские акватории, на особо охраняемых природных территориях, в их охранных (буферных) зонах, в местах массового обитания редких и охраняемых растений и животных, в зонах объектов всемирного культурного и природного наследия, водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах, санитарно-защитных зонах и др.

6.5.2 Результаты изысканий должны быть достаточными для экологической характеристики состояния местности в зонах предполагаемого размещения строительных буровых и сборочных площадок, по трассе ЗП, для выполнения прогнозной оценки ожидаемого воздействия на окружающую среду работ по методу ГНБ и дальнейшей эксплуатации проложенной коммуникации, а также для разработки необходимых мероприятий по охране окружающей среды (раздел 13) в составе проекта строительства.

6.5.3 По результатам изысканий в составе проекта, в случае необходимости*, определяются для последующей экспертизы и согласования возможные места захоронения отработанного бурового раствора в земляных амбарах по 9.4.2.________________* Отсутствие полигонов приема отходов и инертных веществ.

6.6.1 Инженерно-геотехнические изыскания следует выполнять в соответствии с СП 249.1325800.

10.1 Подводные переходы следует располагать на прямолинейных и слабоизогнутых участках рек, избегая пересечения широких многорукавных русел и излучин, имеющих спрямляющие потоки. Створ подводного перехода следует предусматривать перпендикулярным к динамической оси потока, избегая участков, сложенных скальными грунтами.

10.2 Протяженность участка перехода определяется местоположением точек входа и выхода скважины. Допускается отклонение точки выхода пилотной скважины на дневную поверхность от проектного положения не более 1% от длины перехода, но не более плюс 9 м и минус 3 м по оси скважины и 3 м в плане по нормали к ней.

10.3 При прокладке методом ГНБ газопровода сети газораспределения укладка сигнальной ленты и сигнального кабеля для обозначения его трассы не требуется. На границах ЗП трубопровода методом ГНБ устанавливаются опознавательные знаки.

10.4 Прокладка трубопроводов должна предусматриваться с заглублением в дно пересекаемых водных преград, с учетом предельного профиля по прогнозу деформаций русла и берегов пересекаемой водной преграды. Прогноз деформаций русла и берегов составляется на срок эксплуатации прокладываемой коммуникации, но не менее 25 лет.

Приложение Б. Типовая форма задания на проектирование закрытого перехода, сооружаемого методом горизонтального направленного бурения

7.1.1 Проект ЗП, сооружаемого методом ГНБ, должен быть составной частью проекта устройства инженерных коммуникаций. Основание для проектирования — задание на разработку проекта ЗП. Форма задания приведена в приложении Б.

7.1.2 Разработку проекта ЗП следует выполнять в соответствии с требованиями:- задания на проектирование;- технических условий на прокладываемую коммуникацию, выдаваемых эксплуатирующими организациями;- нормативных документов на проектирование и прокладку конкретного вида подземной коммуникации.

7.1.3 Исходными данными для разработки проекта ЗП являются:- проект планировки территории;- результаты инженерных изысканий;- проект прокладки коммуникации, составной частью которого должен быть ЗП на примыкающих участках;- требования к характеристикам трубопровода, защитного и антикоррозионного покрытия (для стальных труб);

1 Для линейных объектов городов с развитой инженерной инфраструктурой рекомендуется применение инженерно-топографических планов М 1:200.

2 Топографические планы М 1:1000 применяются для трубопроводов прокладываемых вне населенных пунктов;- НД эксплуатирующих организаций на проектирование коммуникации;- задание на проектирование с указанием участков ЗП, диаметра и числа проектируемых труб, состава проекта ЗП;- продольный профиль по проектируемой коммуникации в горизонтальном масштабе, соответствующем масштабу инженерно-топографического плана и вертикальном масштабе 1:100;- другие документы в зависимости от конкретных условий строительства.

7.1.4 Проектная документация для ЗП должна содержать оптимальные планировочные, конструктивные и технологические решения, обеспечивающие надежность работы подземных инженерных коммуникаций проложенных методом ГНБ на весь период его эксплуатации.

7.1.5 Конструкция сечения ЗП определяется заданием на проектирование и может быть уточнена в составе проекта.

7.1.6 При разработке проекта ЗП необходимо учитывать возможные воздействия на окружающую среду, здания и сооружения, существующие коммуникации, риски повреждения трубопровода и защитных покрытий при строительстве, а также риски возникновения непредвиденных и аварийных ситуаций в процессе строительства (см. приложение В) и предусматривать предварительные меры по минимизации их последствий.

7.1.7 Геотехническую оценку влияния прокладки инженерных коммуникаций методом ГНБ на окружающую застройку и пересекаемые линейные сооружения следует выполнять в соответствии с СП 249.1325800.

7.2.1 Проект сооружаемого методом ГНБ закрытого перехода инженерных коммуникаций должен входить в состав разделов проектной документации на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения (раздел 5 «Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений») или в состав разделов проектной документации на линейные объекты (раздел 3 «Технологические и конструктивные решения линейного объекта. Искусственные сооружения»).

7.2.2 Проект ЗП, в составе разделов проектной документации объекта капитального строительства или линейного объекта, подлежит согласованию с местными органами исполнительной власти, природоохраны, эксплуатирующими и другими профильными организациями в соответствии с типовой формой технического задания на проектирование (см. приложение Б).

7.2.3 Состав и содержание проектной документации для сооружаемого методом ГНБ ЗП должны соответствовать [8]. Наименования и последовательность размещения текстовых и графических документов, необходимых для формирования проекта ЗП, приведены в приложении Г.

7.2.4 В составе раздела «Мероприятия по охране окружающей среды» должен быть приведен перечень ближайших к объекту полигонов отходов и инертных веществ для приема отработанного бурового раствора. Выбор полигона и его готовность следует уточнять перед началом строительства.

7.3.1 Профиль трассы

7.3.1.1 Профиль трассы ЗП выполняемого методом ГНБ от точки забуривания до выхода (входа) на поверхность (в котлован или шурф), в зависимости от ситуационно-топографических и инженерно-геологических условий, может включать прямолинейные и криволинейные участки. Радиусы изгиба криволинейных участков определяются по 7.3.

7.3.1.2 При проектировании трассы закрытого перехода необходимо учитывать вид прокладываемой коммуникации, тип и диаметр трубопровода, а также вид применяемого технологического оборудования.Чертеж продольного профиля должен содержать следующие данные:- уровни грунта по всей длине пересечения и отметки в соответствующей системе координат;

— уровень грунтовых вод;- уровень водоема, при необходимости, отметки горизонтов высоких и низких вод;- углы входа и выхода;- параметры составляющих участков бурового профиля (длины, радиусы изгиба, углы поворота, заглубление);- горизонтальную и общую длину закрытого перехода.Примечание — Длина закрытого перехода определяется длиной трассы бурения между точками входа и выхода и может превосходить длину протягиваемого трубопровода за счет дополнительных технологических интервалов на концах перехода (см. 7.3.1.7);

— допускаемые отклонения точки выхода;- приближение прокладываемой коммуникации к пересекаемому объекту;- заглубление в критических зонах (например, под озерами, реками, в точке входа и т.п.).Примечание — Допускаемые отклонения точки выхода пилотной скважины от проектного створа должны определяться в зависимости от вида прокладываемой коммуникации, длины бурения, инженерно-геологических условий строительства.

7.3.1.3 Трасса скважины для обеспечения необходимого заглубления должна начинаться с прямолинейного участка, наклонного к горизонту под углом входа в грунт. В общем случае после прямолинейного участка должен следовать криволинейный вогнутый участок с расчетным радиусом изгиба, затем прямолинейный (горизонтальный или наклонный) участок до следующей кривой (без нарушения допустимого радиуса изгиба) и так до точки выхода по прямолинейному тангенциальному участку с наклоном под углом выхода к поверхности. Пример построения продольного профиля скважины ГНБ приведен на рисунке 7.1.

7.3.1.4 Угол входа скважины в грунт, в зависимости от условий строительства, назначения трубопровода, вида труб и применяемого оборудования, как правило, принимается от 7° до 23°, угол выхода скважины на поверхность от 1° до 45°. При определении в проекте углов входа и выхода следует учитывать необходимость устройства технологических шурфов (приямков) или возможность размещения буровой установки в котловане.

7.3.1.5 При построении трассы бурения начальные участки входа и выхода рекомендуется выполнять прямолинейными с целью повышения технологических возможностей реализации профиля ГНБ при производстве работ.Примечание — Поверхностные слои грунта, как правило, менее плотные, поэтому при проходке трудно выдерживать необходимый радиус изгиба и возможны выходы бурового раствора.

, (18)

где — наибольшее из значений прогнозируемого размыва, дноуглубления или мощности техногенного грунта, м.

10.6 До начала бурения пилотной скважины организация — производитель работ должна выполнить контрольные промеры глубин по створу подводного перехода с уточнением значений проектных отметок дна водоема и трассы заложения трубопровода. Заглубление должно быть достаточным для предотвращения возможности прорыва бурового раствора и попадания его в водную среду в соответствии с 10.5.

10.7 Расстояние в плане между параллельными газопроводами сети газораспределения должно быть не менее 15 м.

10.8 Расстояние в свету в зоне пересечения трубопровода с другими инженерными сооружениями должно быть не менее 1,5 м.

10.9 С учетом повышенной сложности строительства и невозможности ремонта трубопровода в процессе эксплуатации, для подводных переходов следует применять стальные или полиэтиленовые трубы с увеличенной (по сравнению с расчетной) толщиной стенки, размерными отношениями и коэффициентами запаса прочности соответствующими СП 62.13330, другим нормативным документам.

10.10 Угол входа скважины (от 8° до 15°) определяется топографическими и геологическими условиями. При перепаде отметок забуривания нижней точки скважины от 30 до 45 м и диаметре трубопровода до 500 мм угол входа может быть увеличен до 20°. Угол выхода должен быть в пределах от 5° до 8°.

10.11 Диаметр бурового канала для протягивания трубопровода в зависимости от геологических условий принимается равным 1,2-1,5 наружного диаметра трубы.

10.12 Емкости либо шламоприемники для отработанного бурового раствора должны быть предусмотрены на обоих берегах.

10.13 Для участков, сложенных просадочными грунтами по ГОСТ 25100, в проекте должны быть предусмотрены инженерные мероприятия по усилению естественного основания площадок и водоотводу: устройство лежневых оснований, оснований из дренирующих грунтов, устройство водопропускных сооружений и дренажных канав, тампонирование грунтов, отсыпка ограждающих дамб на подтопляемых территориях.

10.14 Устройство подводного перехода по одноплощадочной схеме (см. 8.3.4-8.3.5) включает следующие технологические операции:- бурение пилотной скважины при расположении точки входа на расстоянии не менее 10 м от береговой линии;- расширение и калибровка пилотной скважины по направлению от буровой установки («от себя»);

Приложение Б

Задание

на проектирование ЗП по титулу

(наименование титула линейного объекта)

Перечень основных требований

Содержание требований

1 Общие данные

1.1 Основание для проектирования линейного объекта

1.2 Основные технические характеристики линейного объекта (вид инженерной коммуникации, общая протяженность, материалы трубопроводов)

1.3 Особые условия строительства линейного объекта (инженерно-топографические характеристики участков строительства)

1.4 Обоснования для проектирования ЗП ГНБ (технические условия, протоколы обследования местности, иные требования и согласования заинтересованных сторон)

1.5 Заказчик

1.6 Исполнитель

1.7 Вид строительства (новое строительство, перекладка, реконструкция)

1.8 Основные технико-экономические показатели ЗП ГНБ

1.9 Инженерные изыскания

— Инженерно-геодезические изыскания

— Инженерно-геологические изыскания

— Инженерно-гидрометеорологические изыскания

— Инженерно-экологические изыскания

1.10 Указания о выделении очередей строительства и пусковых комплексов, их состав

1.11 Указания о необходимости разработки вариантов проектных решений

1.12 Стадийность проектирования

1.13 Исходно-разрешительная документация, предоставляемая Заказчиком

1.14 Исходные данные, получаемые проектной организацией

2 Основные требования к проектным решениям

Перечень проектной документации

Требования и объемы проектирования

2.1 Инженерные изыскания

2.2 Технологические и конструктивные решения ЗП ГНБ

2.3 Проект организации строительства ЗП ГНБ

2.4 Мероприятия по охране окружающей среды

3 Дополнительные требования

3.1 Количество экземпляров проектной документации, передаваемой Заказчику

3.2 Необходимость представления проектной документации на электронных носителях

3.3 Указания о необходимости согласований проектной документации

3.4 Сроки проектирования

3.5 Требования по разработке сметной документации

3.6 Прочие требования

Оцените статью
MALIVICE.RU