Народные приметы на май

Методическое обеспечение технологии

УЭ-5

Цель: знать глагольные суффиксы, уметь делать словооб­разовательный разбор и разбор по составу.

Заполните таблицу.

Суффикс

Глаголы

ова

советовать (советую)

ева

горевать

ива

рассматривать

ыва

рассказывал

ну

нырнуть

а

бросать

и

бросить

ва

давать

е

висеть

ирова

изирова

  1. Составьте слова, используя схемы строения слов (сло­вообразовательные модели) и данные корни слов:

Корни: ал; блист; дрог; винт; зир; един.

2. Что объединяет данные слова:

благоговеть, благодарить, благодать, благословить, благо­ухать?

3. Составьте словообразовательное гнездо.

УЭ-6

Цель: систематизировать восстановленное и закрепить знания и навыки, полученные на уроках.

Контрольный диктант. Сочинение-миниатюра «Осень».

УЭ-7

Цель: подведение итогов и оценка, самооценка учащихся.

УЭ-8

Цель: постановка новой цели к следующей теме. Самоос­мысление учащимися задач к следующему уроку.

УЭ-9

Цель: осмыслить и выполнить домашнее задание: самовыбор уровня учащихся; виды заданий:

словарный диктант;

составить алгоритмы на правописание глаголов;

тест.

Модульная программа и разработка уроков русского языка

в VI классе

Тема урока: гласные в корне с чередованием.

Триединая цель урока: отработать правила и алгоритмы написания гласных в корнях с чередованием; формирование умения учитывать лексическое значение корней при выборе гласной; закрепить теоретические и практические навыки по теме.

Дифференцированная цель для ученика: отработать правила и алгоритм написания безударных гласных в корнях чередованием.

Что должен знать ученик в конце темы: условия выбора гласной в корнях с чередованием; лексическое значение корней -гор-/-гар-; -koc-/kаc-.

Что должен уметь ученик в конце темы: определять корни с чередованием и правильно писать безударные гласные в корнях с чередованием.

Формируемая область понимания:

  • осознанный орфографический навык написания безударных гласных в корнях с чередованием; умение определять и выделять корни с чередованием гласных.

  • Закрепление и развитие ОУН, алгоритмов правописания гласных в корнях с чередованием.

  • Эстетическое воспитание учащихся на текстах художественной литературы: К.Г.Паустовский (любовь к родной природе).

Тип урока и применение педагогической технологии обобщающий; модульная.

Вид контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, экспертный контроль.

М № 3, М № 4. Гласные в корнях с чередованием

УЭ-0

Интегрирующая цель. В процессе работы над учебными элементами вы должны:

а) знать правила написания безударных гласных в корнях с чередованием;

б) уметь применять по алгоритму изученные теоретические сведения на практике, приводить и подбирать свои примеры;

в) видеть эти орфограммы в тексте;

г) систематизировать полученные знания и навыки;

д) развивать методический навык (самоконтроль и взаи­моконтроль).

УЭ-1

Цель: диагностировать уровень подготовленности на на­чальном этапе работы.

1. Работа с текстом: прослушайте текст, определите тему текста.

Май — пора погожих солнечных дней. Тепло и свет пробуж­дают растительность. Деревья дружно покрываются листвой. Отрастают, густеют травы. В начале мая зацветают тополь, клен, береза, за ними — ива. Прилетают глашатаи тепла — ласточки.

Любители соловьиного пения наслаждаются песнями пернато­го. Зеленой сценой соловей выбирает себе ивняковые заросли, иногда располагается в садах.

2. Задание: выпишите в два столбика слова с чередующи­мися гласными в корне, глаголы с безударной гласной в корне.

Используйте алгоритм:

а) определите корень слова;

б) поставьте ударение;

в) если корень безударный, то определите, нет ли чередо­вания гласных;

г) определите часть речи;

д) выделите корень слова в глаголах.

  1. Используя ключ, проверьте себя и оцените:

растительность

отрастают

выбирает

заросли

располагается

пробуждают

покрывается

густеют

зацветают

прилетают

наслаждаются

Ответьте на вопрос: почему нельзя проверить правопи­сание слов первого столбика?

УЭ-2

Цель: формирование умения учитывать логическое значение корней.

1. Найдите однокоренные слова.

Алгоритм: для этого определите сначала лексическое значение слова, в случае затруднения воспользуйтесь толковым словарем.

Девичья коса, большая кость, коснуться, касаться, каска, косовище, откос, скосить сено, прикасаться.

2. Используя алгоритм, найдите однокоренные слова среди следующих:

гора, загорать, горе, горел, пригорок, пригореть, пригорюниться, горец, огорчение, огарок, загорелый, горько, горчица.

  1. Взаимопроверка и взаимооценка в парах.

  2. Сделайте вывод: что объединяет корни с чередующими -кас-/-кос- и -гор-/-гар-?

УЭ-3

Цель: отработать навык правописания гласных в корне -кас- /-кос-.

В работе используйте алгоритм: в безударном положении пишется гласная а, если в слове есть суффикс -а-; если в слове нет суффикса -а-, пишите в корне -кос-.

1. Выполните упражнение (в дидактическом материале)
Взаимопроверка в парах и взаимооценка результатов.

2. Составьте предложение, употребив слова с чередованием гласных в корнях -кос-/-кас-.

Проверяет учитель.

3. Тест: «о-а в чередующихся корнях».
Запишите гласную корня.

  1. Растительный, водоросли, положение.

  2. Касаться, прикосновение, отрасли.

  3. Коснуться, выросла, отложить.

  4. Расти, слагать, расположение.

  5. Росток, предложить, располагаться.

  6. Разрослись, касательная, неприкосновенный.

4. Проверьте себя и оцените, используя ключ.

  1. а о о.

  2. а о а.

  3. о о о.

  4. а а о.

  5. о о а.

  6. о а о.

УЭ-4

Цель: отработать навык правописания гласных в корне -zap-1-гор-.

В работе используйте алгоритм: найдите корень, поставь­те ударение, в безударном положении пишите корень -гор-, запомните диалектное слово выгарки (исключение из пра­вила).

1. Выполните упражнение … в дидактическом материале.
Взаимопроверка и взаимооценка в парах.

2. Составьте предложение, использовав слова с чередова­нием гласных в корне -zap-/-гор-.

Проверяет учитель.

3. Тест: найдите в каждой строчке лишнее слово и запишите его в тетрадь.

  1. Горько, прогореть, горчица, горчит.

  2. Сложить, сложный, слагаемый, прилагательный.

  3. Косить, коса, прикосновение, косит (траву).

  4. Пригорок, пригореть, горец, горский.

  5. Горе, пригорюниться, загоревать, загореться.

  6. Прикасаться, косовица, коснуться, прикосновение.

  7. Косолапый, коснуться, косая (линия), покосивший.

4. Используя ключ, проверьте себя и оцените.

Ключ: прогореть, сложный, прикосновение, пригореть, загореться, косовица, коснуться.

УЭ-5

Цель: систематизировать полученные знания и навыки правописания безударных чередующихся гласных корня.

1. Задание: из текста выпишите слова с чередующимися гласными в корне в три столбика:

а) правописание гласной зависит от суффикса;

б) правописание гласной зависит от последующей соглас­ной корня;

в) правописание гласной зависит от ударения.

  1. Текст предлагается индивидуально каждому ученику.

  2. Используя ключ, проверьте себя и оцените.

пробираться

стелется

касается

заросли

зарослях

горят

разгорается

расположились

УЭ-6

Цель: диагностировать сформированность навыка правописания гласной в корнях с чередованием.

1. Диктант.

Мы предполагали выехать рано, но задержались, вдоль дороги тянулась кустарниковая поросль, другой растительности не было видно. День разгорелся, и мы расположились на отдых у озера, которое заросло камышом застелилось трясиной. Загорелые ребятишки плавали на самой его середине на плоту. Солнце пекло так, что к песку нельзя было прикоснуться. В лучах солнца оно блестело зеркалом. Догорала вечерняя зорька, когда мы вернулись домой. (62 слова)

Проверяет учитель после урока.

УЭ-7

Цель: закрепить полученные на уроке знания.

Домашнее задание: составьте 4 —5 предложения, использовав слова с корнями с чередованием.

Карточка для учащегося

1. Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте условия выбора.

Прикосновение, подл…жить, слагается, разл…гать, отр…сль, сл…жение, р…сток, прик…саться, разл…жить разр…слись, к…снуться, прилагается, нар…щение прик…сание, ел…жить, выр…сли, к…сание, прил…гательное, к…сательная.

2. Спишите. Вставьте пропущенные буквы в корнях -гор-/-гар-.

Заг…р, сг…рели, подг…ревшим, дог…рает, разг…рается, обг…рели, уг…р, перег…рают, заг…релый.

  1. Из текста выпишите слова с чередующимися гласными в корне в три столбика:

в 1-й слова, в которых правописание гласной зависит от суффикса,

во 2-й слова, в которых правописание гласной зависит от последующей согласной корня,

в 3-й слова, в которых правописание гласной зависит от ударения.

Леса в Мещере разбойничьи, глухие. Хорошо идти весь день по этим лесам, проб…раться сквозь зар…сли кустов, по дорогам к дальнему озеру. Я люблю лесные сум…рки, когда ст…лется туман, в траве г…рят светляч­ки. Закат тяжело пылает на кронах деревьев, з..лотит старинной поз…лотой. Последний луч солнца еще к…сается их верхушек, а у подножия сосен уже темно и глухо. На западе еще тлеет зорька, а в зар…слях волчьих ягод кричит выпь. Вот и озеро. Здесь под березой распол…жи­лись знакомые рыбаки. Их лиц я еще не вижу из-за дыма костра, который то разг…рается, то гаснет. (По К.Паус­товскому)

Модульная программа и разработка уроков биологии в VIII классе по теме

«Дыхательная система человека»

Комплексная дидактическая цель: в результате овладе­ния содержанием модуля учащиеся должны:

  1. Знать строение, функции, основные правила гигиены дыхательной системы человека.

  2. Изучить процесс газообмена в легких и тканях.

  3. Получить представление о мерах первой помощи при остановке дыхания.

МП «Дыхательная система человека»

М № 1 — строение и функции дыхательной системы чело­века.

М № 2 — гигиена дыхания.

Используйте для освоения модуля следующую литературу:

  1. Цузмер AM., Петришина ОЛ. Биология 9 класс. С. 101—114.

  2. Батуев АС. Биология 9 класс. Человек. С. 77—93.

При разработке уроков использованы материалы:

  1. Драеомилов В.Н. Рабочая тетрадь по биологии для 9 класса. М. 1995.

  2. Никишов АЛ., Рохолов ЯС. Дидактический материал по анатомии, физиологии и гигиене человека. М., 1995.

M №1 Строение и функции дыхательной системы человека

УЭ-О

Интегрирующая цель:

а) изучить строение и функции дыхательной системы;

б) найти различия между газообменом в легких и тканях;

УЭ-1

Цель: определить исходный уровень знаний о дыхании живых организмов.

  1. Запишите в своей тетради дату и название темы.

  2. Выполните тестовую работу по теме «Дыхание».

  3. Проверьте правильность выполнения тестовой работы по теме «Дыхание».

  4. Определите уровень ваших знаний по теме «Дыхание»

  5. Проанализируйте ошибки.

УЭ-2

Цель: получить представление о строении и функциях дыхательной системы человека Лекция

  1. Внимательно слушайте лекцию «Дыхательная система человека».

  2. Фиксируйте в тетради основные моменты лекции.

УЭ-3

Цель: изучить строение дыхательной системы человека.

Самостоятельная работа

  1. Прочитайте по учебнику § 24 «Органы дыхания».

  2. Изучите рисунки к § 24.

  3. Выполните работы № 77, 78. Проверьте правильность их выполнения. Проанализируйте ошибки.

  4. Подготовьте устные ответы на вопросы к § 24.

Работа № 77

Рассмотрите рисунок. Укажите, какие органы дыхания обозначены цифрами 1—6.

Работа № 78

Вставьте пропущенные слова.

Дышать нужно через____________________________________________________________.

Носовая полость выстлана_______________________________________________________,

покрыта многочисленными ______________________________________________________,

которые задерживают __________________________________________________________.

Клетки носовой полости выделяют__________________________________________, которые задерживают частички пыли и микробы.

УЭ-4

Цель: найти различия между газообменом в легких и в тканях.

1. Прочитайте § 25 учебника.

  1. Подготовьте устно и обсудите в группе ответы на вопросы к § 25.

  2. Найдите различия между газообменом в легких и в тканях (см. рис. 79 на с. 108).

  3. Обсудите п. 3 в классе.

  4. Выполните, проверьте и оцените работы № 82, 84, 85 (прилагаются).

6. Пользуясь текстом учебника, выполните рабо­ту № 83.

Работа № 82

Укажите правильный ответ на вопрос, по какому кругу кровообращения кровь поступает в легкие:

  1. По большому кругу?

  2. По малому кругу?

Работа № 84

Ответьте на вопрос: каково значение дыхания для организма человека?

1. Обеспечение питательными веществами. 2. Охлаж­дение организма. 3. Поглощение кислорода. 4. Выделение паров воды. 5. Выделение углекислого газа. 6. Освобож­дение энергии.

Запишите правильный ответ:_________________________________________________________

Работа № 85

Куда поступает воздух из бронхов:

1. В трахею? 2. В носоглотку? 3. В гортань? 4. В носовую полость? 5. В легочные пузырьки?

Запишите правильный ответ:_____________________________________________________

УЭ-5

Домашнее задание (прилагается).

Тестовая проверочная работа по теме «Дыхание»

Внимательно прочитайте вопрос и варианты ответов, определите, какой ответ является правильным. Запишите номер вопроса, а рядом — букву, которая соответствует правильному ответу. Например: 1г, 2а,

1. Процесс дыхания характерен:

а) для всех живых организмов;

б) только для животных;

в) только для растений.

2. Кислород необходим для дыхания:

а) человеку, зайцу, аскариде (паразитический червь, обитающий в кишечниках зверей);

б) лисе, кактусу, акуле;

в) бычьему цепню, ящерице, кошке.

3. Органами дыхания зверей являются:

а) жабры;

б) легкие;

в) сердце.

4. Человек выдыхает:

а) только кислород, содержащийся в воздухе;

б) воздух;

в) только углекислый газ, содержащийся в воздухе.

5. В результате процесса дыхания:

а) образуются органические вещества;

б) выделяется кислород из организма в окружающую среду;

в) освобождается энергия, необходимая для работы клеток.

6. В процессе дыхания растения:

а) выделяют углекислый газ;

б) выделяют кислород;

в) поглощают световую энергию.

7. Форменный элемент крови, способный транспорти­ровать газы, называется:

а) эритроцит;

б) лейкоцит;

в) тромбоцит.

8. Систему органов дыхания млекопитающих состав­ляют:

а) кровь, сердце, легкие;

б) легкие, воздухоносные пути;

в) Почки, печень, желудок.

9. Артериальной называется кровь, которая:

а) содержит большое количество кислорода;

б) содержит большое количество углекислого газа;

в) течет только по артериям.

Правильные ответы к тестовой работе по теме «Дыхание»: 1а, 2б, 3б, 4б, 5в, 6а, 7а, 8б, 9а.

Критерии оценки: уровень — количество правильных ответов: высокий — 9; средний — 8, 7; низкий — менее 7.

Работа № 77. 1 — носовая полость; 2 — ротовая полость; 3 — гортань (надгортанник); 4 — трахея; 5 — легкое; 6 — бронхи.

Работа № 78. Нос, слизистой оболочкой, ресничками, чужеродные частицы, слизь.

Критерии оценки: каждая правильно выполненная работа оценивается в 1 балл, если в работе есть ошиб­ки — О баллов.

Работа № 82. 2.

Работа № 84. 2, 3, 4, 5, 6.

Работа № 85. 5.

Критерии оценки: см. критерии к работам № 77, 78.

Домашнее задание

Творческое задание: составьте кроссворд или графичес­кий диктант по теме «Дыхание».

Сумма баллов за урок

Задание

3, 2, 1, 0

Повторить записи в тетради

§ 24, 25, повторить записи в тетради

Погодные приметы по дням

Каждый день последнего весеннего месяца имеет свои секреты, разгадав которые, внимательные люди получают возможность планировать ближайшее будущее.

Самые популярные приметы на май по дням:

  1. Ясный теплый денек обязательно приведет к холодам в конце месяца.
  2. Красивый закат обещает улучшение погоды.
  3. Дождливая погода с молнией без грома наблюдается накануне резкого улучшения погодных условий.
  4. Если на 4-е число приходится начало цветения черемухи, летом ожидается жара.
  5. Гроза является предсказывает богатый урожай.
  6. Красноватый закат считается свидетельством надвигающегося похолодания.
  7. Желтоватый цвет на закате бывает перед ясным днем.
  8. Дождливый день предсказывает хороший урожай ржи.
  9. Если днем есть прохладный ветерок, а к вечеру он исчезает, май простоит сухой.
  10. Светлое небо на восходе — приближение ветров.
  11. Отсутствие тучек, облаков на небе во время рассвета — к ясному лету.
  12. Высокая скорость ветра — к ливням.
  13. Ясная погода утром предрекает теплое лето.
  14. Ясный день и отсутствие дождей показывает, что урожай получится убрать без проблем.
  15. Ночное пение соловьев — к установлению сухой погоды.
  16. Соловьиное пение слышать — рано урожай собирать.
  17. Мрачное, грустное солнышко — надолго установилось ненастье.
  18. Ход тучек в северную сторону — к долгим дождям.
  19. Росистое утро, солнечная погода — огурцы уродятся.
  20. Радуга утром — к ненастью. Радуга вечером — к установлению солнечной погоды.
  21. Акация цветет, но запаха нет — впереди засуха.
  22. Дождливая погода в этот день считается хорошим предзнаменованием. Она показывает, что пшеница уродится богатой.
  23. Дождь идет перед ненастным летом.
  24. Насыщенный красный закат — страшный знак, предупреждающий о летних пожарах.
  25. Чайки держатся ближе к берегу перед затяжным ненастьем.
  26. Ласточки, летающие у поверхности воды, народные приметы считают признаком дождя.
  27. Прилет ласточек, стрижей происходит перед резким потеплением.
  28. Жара, начавшаяся в этот день, продлится долго.
  29. Кувшинки на поверхности воды говорят, что заморозков больше не будет.
  30. Ветер с севера — показатель плохой погоды летом.
  31. Рой мошкары в последний день знаменует начало теплого периода.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *