РД РОСЭК 012-97 Канаты стальные. Контроль и нормы браковки

. Уменьшите площади поперечного сечения
проволок каната

. Браковочный показатель по числу обрывов проволок для канатов двойной
свивки определяется по таблицам 4, 7, 9, 11, 12, в зависимости
от типа подъемного
сооружения.

1.2. Если в пределах длины каната закрытой конструкции, раиной 6d, имеются разрывы
двух и более смежных проволок наружного слоя, а также если оборванные концы
профильных проволок выступают — канат бракуется.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreators

1.3. Если на длине каната закрытой конструкции, равной 30d оборвана шестая часть (16,6 %) фасонных проволок для грузо-людских
и людских подъемных сооружений, а для грузовых одна третья часть или 33 % —
канат подлежит браковке (при подсчете обрывов учитывается только один обрыв на длине проволоки, повторные обрывы не учитываются).

1.4. При
характере обрывов проволок только на одной
пряди (местном сосредоточении обрывов — три и более оборванные проволоки),
канат необходимо забраковать.

. При обнаружении в канате одной или нескольких оборванных прядей
канат не допускается к дальнейшей работе.

Примечание: 1. Канаты
тройной свивки бракуются по тем же критериям, что и канаты двойной свивки.

. Канаты других
конструкций бракуются по нормам, указанным в инструкциях по эксплуатации
подъемных сооружений.

. При
регистрации с помощью дефектоскопа потери сечения металла проволок выше нормы,
установленной для конкретного подъемного сооружения, канат должен браковаться.

При эксплуатации в
большинстве случаев канат теряет своюпрочность из-за потери металлического
сечения, происходящей вследствие совместного влияния изнашивания проволок или
коррозии с их обрывами (рис. 11).

. 8. Местное
уменьшение диаметра каната
на месте разрушения органического сердечника

.
Местное увеличение диаметра каната

. Выдавливание сердечника

. 11. Уменьшение площади поперечного
сечения проволок (интенсивная внутренняя коррозия)

4.2. При
наличии у каната поверхностного износа или коррозии проволок число обрывов, как признак
браковки, должно быть уменьшено в соответствии с данными табл. 3.

Изменение критериев браковки канатов
при совместном влиянии поверхностного износа (или коррозии) и обрывов проволок

Процент уменьшения нормы браковки по числу обрывов проволок на
участке каната длиной 6d (30d)

Процент уменьшения диаметра каната конкретных конструкций

ГОСТ
2688-80

ГОСТ
3077-80

ГОСТ
7668-80

ГОСТ
7669-80

100

10

85

1,4

1,6

1,1

1,2

15

75

2,1

2,3

1,7

1,8

20

70

2,9

3,1

2,2

2,3

25

60

3,6

3,8

2,8

3,0

30

50

4,2 — 5,6

4,7

3,4

3,7

40 и более

Канат бракуется

5,7

6,2

4,4

4,6

. Периодичность контроля стальных канатов

1.1. Независимо от типов подъемных сооружений, где используются
стальные канаты, они подвергаются ежесменным, периодическим и специальным
осмотрам. Персонал, осуществляющий ремонт и обслуживание подъемных сооружений, проводит осмотры канатов в соответствии с
инструкцией по эксплуатации.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafety

— ознакомление с
записями в журнале (вахтенном для грузоподъемного крана; журнале ежесменного осмотра лифта; сменном
журнале — для подвесных канатных дорог и др.);

— осмотр
состояния каната, его участков, навитых на барабан, канатоведущий шкив, блок,
опирающихся на башмаки, закрепленных в муфтах, коушах и зажимах.

Результаты
осмотров записываются в журнале, находящемся у оператора подъемного сооружения.

. Периодические осмотры выполняются инженерно-техническими
работниками, ответственными за содержание подъемного сооружения
в исправном состоянии, каждые десять дней с записью результатов в журнале.*

* Для редкоиспользуемых
подъемных сооружений (редкоиспользуемые грузоподъемные краны, сезонные канатные дороги и т.д.)
периодические осмотры производятся перед началом эксплуатации.

— визуальный
осмотр состояния каната по его длине при движении от
начального к конечному положению;

— контроль с
помощью мерительного инструмента диаметра каната по его длине.

.Специальные
осмотры канатов проводятся при техническихосвидетельствованиях с помощью
дефектоскопов, позволяющих контролировать обрывы проволок по всей длине
каната, наличие коррозии, износа внутренних и наружных проволок, потерю
сечения. Периодичность осмотров стальных канатов для подъемных сооружений различных типов с помощью дефектоскопов приведена в табл. 1.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ:  Почему в квартире может быть большой расход электричества?

— проходящие
через подвижные, неподвижные и уравнительные блоки (особенно на тот отрезок,
который попадает на подвижный блок в
нагруженном состоянии);

— у заделки
концов каната (с проверкой правильности установки зажимов);

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertise

— крепления на
барабане, кабине и противовесе;

— подверженные
истиранию от соприкосновения с выступающими частями подъемной
установки и нагреву;

— внутреннюю
часть на участках интенсивного износа, коррозии или обрывов проволок.

У заделки канаты
осматриваются с целью обнаружения обрывов и коррозии проволок.
Заделки в виде опрессованных втулок проверяются на наличие трещин в материале и проскальзывания каната
во втулке. Для неподвижных канатов (типа вант или
оттяжек) особое внимание необходимо обращать на участки каната с заделкой.

Клиновые втулки
и зажимы следует проверять на наличие обрывов проволок вблизи
заделки, плотность посадки клиньев и затяжки зажимов.

Внутренний
контроль каната производится механическим способом для частичной оценки состояния
его внутренних проволок (наличие обрывов и коррозии). При внутреннем контроле на ненагруженном
канате закрепляются два зажима (рис. 1,
а) на расстоянии 0,2 — 0,4 м (для канатов,
соответственно, диаметром 20 — 40 мм) фиксируя положение одного зажима, второй
вращают в направлении, противоположном направлению свивки
каната, при этом наружные пряди раскрываются и отходят от сердечника. Проскальзывание зажимов по канату и
деформирование прядей каната при его раскручивании
не допускается.

Периодичность дефектоскопии стальных канатов

Наименование подъемного сооружения

Назначение стального каната

Периодичность дефектоскопии (месяц)

Примечание

1

Краны грузоподъемные

грузовой

12

*

стреловой

12

**

тяговый

12

*

оттяжка

36

**

2

Краны кабельные

несущий

последующая каждые 24

первая
при пуске в эксплуатацию

тяговый

12

грузовой

12

оттяжка

36

канаты поддержек

не подвергаются

подвески кабелей

не подвергаются

удержание крана (опоры)

не подвергаются

3

Подъемники и лебедки для подъема людей

грузовой

6

тяговый

12

4

Съемные грузозахватные органы

не подвергаются

5

Съемные грузозахватные приспособления

не подвергаются

6

Тали
электрические

грузовой

12

*

7

Лифты

тяговый

6

хвостовой

не подвергаются

8

Подъемники (вышки)

не подвергаются

9

Подвесные пассажирские (грузовые) канатные дороги

несущий, тяговый, тягово-несущий

вторая — через 36,последующая каждые 12

первая
при пуске в эксплуатацию

натяжной

 не
подвергаются

10

Наклонные рельсово-канатные подъемники (фуникулеры)

тяговый

вторая — через 36,последующая каждые12

первая
при пуске в эксплуатацию

натяжной (хвостовой)

не подвергаются

предохранительный

не подвергаются

Примечание:
малокрутящиеся канаты, независимо от назначения, подлежат
дефектоскопии с периодичностью 12 месяцев;

* при интенсивной эксплуатации в
условиях агрессивной среды и повышенной температуры;

** дляканатов, эксплуатирующихся без
замены на кранах с истекшим сроком службы.

а — средней части
каната; б — рядом с концевой заделкой

При внутреннем
контроле необходимо обращать внимание на состояние смазки внутренних проволок
каната и сердечника, степень коррозии и смятие внутренних проволок от действия
контактных нагрузок, обрывы проволок. После
внутреннего контроля необходимо ввести
защитную смазку в раскрытую часть каната и с
небольшим усилием произвести обратный поворот
вторым зажимом. После снятия зажимов наружную часть каната следует смазать
канатной смазкой.

Для внутреннего контроля
участков каната рядом с заделкой достаточно установить один зажим
(рис. 1, б).

— участки,
взаимодействующие с ручьями уравнительных блоков при нагруженном состоянии;

— участки,
расположенные рядом с барабаном подъемной лебедки, стреловыми
блоками;

— участки,
подверженные атмосферным воздействиям;

— участки
неподвижных канатов (растяжки, оттяжки) вблизи их заделки.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyright

При эксплуатации
каната (после нескольких месяцев работы) вследствие механического износа и
внутренней коррозии происходит уменьшение площади поперечного сечения металла
его проволок, что резко снижает прочность каната и безопасность подъемного
сооружения в целом. При этом внешнее состояние каната может оставаться без
изменения — обрывы наружных проволок отсутствуют. Проверку внутреннего сечения
каната можно осуществлять при специальных осмотрах методами неразрушающего
контроля.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ:  Требования к установке газового котла в частном доме: советы по монтажу и правила безопасной эксплуатации

Периодичность
проверки каната дефектоскопом указана в табл. 1, а после появления зафиксированной потери сечения более
15 % — каждые 10 дней с
записью показаний дефектоскопа в журнале.

. Поверхностный и внутренний износ, коррозия

1. Канат бракуется
при уменьшении диаметра наружных проволок в
результате износа или коррозии на 40 % и более (рис. 5 и 6). При этом износ наружных прополок оценивается
без учета длины площадки износа. Износ одной проволоки на 40 % и более приравнивается к обрыву.

Примечание: В связи с тем, что измерить износ
необорванных проволок затруднительно, при необходимости можно использовать
метод определения износа, заключающийся в замере ширины и длины лыски изношенной
проволоки (рис. 7). В табл. 2
показаны соотношения измеряемых параметров (ширины и длины лыски) в зависимости от степени износа наружной
проволоки.

Определение
износа проволок по длине и ширине лыски

Ширина лыски, отнесенная к диаметру проволоки, d/b

Длина лыски, отнесенная к диаметру проволоки, l/b

10

0,6

4,92

15

0,71

5,82

20

0,8

6,56

25

0,86

7,05

30

0,93

7,63

40

,98

8

Визуально износ проволок при уменьшении их диаметра на 40 % и
более подтверждается исчезновением впадин между проволоками, появлением плоских
поверхностей (граней) наружных проволок, общим металлическим
блеском в местах интенсивного износа (рис. 5, б и
в).

. Канат закрытой конструкции бракуется при уменьшении высоты
наружной проволоки более 50 % в результате износа.

а — небольшие лыски на
отдельных проволоках (уменьшение диаметра каната на 2 %);

б — удлинение лысок в проволоках (уменьшение диаметра каната на 4 %);

винтенсивный износ всех наружных проволок каната
(уменьшение диаметра на 7 %).

Рис. 6. Поверхностная коррозия проволок каната:

а — начальное окисление поверхности отдельных проволок
(уменьшение диаметра каната на 2 %);

б — заметное окисление поверхности всех проволок (уменьшение диаметра каната на 4 %);

в — интенсивная коррозия проволок (уменьшение диаметра каната на
7 %);

. Схема для
определения износа наружных проволок

. Местное уменьшение диаметра каната

1. При уменьшении диаметра каната в результате поверхностного износа
(рис. 3) или коррозии (рис. 6) на 7 % и более по сравнению с номинальным диаметром канат
подлежит браковке даже
при отсутствии видимых обрывов проволок.

Местное
уменьшение или увеличение диаметра, выдавливание металлического сердечника —
эти дефекты часто встречаются при эксплуатации каната с металлическим сердечником.
При изгибе каната на блоке происходит смещение сердечника относительно слоев
прядей.

на одном конце
каната происходит накапливание избыточной длины сердечника, а на другом 8).

3.2. Канат
подлежит браковке при уменьшении диаметра каната в результате повреждения
сердечника — внутреннего износа, обмятия, разрыва и т.д. (на 3 % от номинального диаметра у малокрутящихся
канатов и на 10 % у остальных канатов).

Диаметр каната
определяется как среднее из двух значений, измеренных перпендикулярно друг другу.

Уменьшение
диаметра возможно также у каната с органическим сердечником вследствие старения
волокон сердечника, которое устанавливается при внутреннем контроле каната.

На конце каната,
в котором происходит накапливание сердечника, возможно увеличение его диаметра
(рис. 9), которое усугубляется
раскручиванием каната на рассматриваемом участке. При более интенсивном
раскручивании между прядями появляются зазоры такой величины, что под
воздействием динамических нагрузок металлический сердечник раздвигает соседние
пряди и выходит наружу (рис. 10).
При обнаружении такого дефекта канат бракуется.

https://www.youtube.com/watch?v=ytabout

3.3. При
обнаружении увеличения диаметра на 7 % канат подлежит браковке.

Увеличение
диаметра может иметь место у канатов с органическим сердечником, когда под
воздействием влаги и низких температур разбухший сердечник замерзает,
увеличивая наружный диаметр каната.

. Деформация каната

. Канат
подлежит браковке при наличии волнистости с соотношением dв/d {amp}gt; 1,33. Длина
рассматриваемого участка не должна превышать 25d.

Волнистость — вид
деформации каната, при которой его продольная ось принимает форму спирали с шагом Нв
и диаметром dв (рис. 12) Чаще всего появляется
в канатах с металлическим сердечником при их эксплуатации на блоках с изношенными ручьями в сочетании со значительными
нагрузками от кручения и растяжения.

5.2. Канат, у которого направление спирали волнистости совпадает с
направлением свивки каната — бракуется при dв {amp}gt; 1,08d, а также при появлении на участке волнистости первых
обрывов проволок.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ:  Вентиляция мансарды в частном доме: как сделать вентиляцию через фронтоны и слуховые окна

Наиболее опасной
является волнистость, направление спирали которой совпадает с направлением
свивки каната, при этом шаги спирали волнистости Нв и
свивки каната Н одинаковы. Канат на этом
участке состоит из прядей неодинаковой длины, самая короткая прядь постоянно
находится на вогнутой стороне изогнутого каната, а длинная — на выпуклой
стороне. При эксплуатации такого каната пряди его на этом участке нагружаются
неодинаково: перегружаются короткие пряди и недогружаются длинные.

. Канат подлежит браковке при визуальном обнаружении его
сплющивания по длине.

Сплющивание
каната (рис. 13) происходит при
значительном (близком к предельно допустимому) износе ручья блока. При
нарушении известного соотношения между радиусом ручья блока R и диаметром каната d, m.eR {amp}gt; 0,58d, канат опирается
на поверхность блока или барабана только одной прядью, а не тремя, как при
неизношенном блоке.

При приложении динамической нагрузки круглое сечение каната
становится овальным в результате пластических деформаций проволок. После снятия
нагрузки восстановления круглой формы каната на этом участке не происходит.
Раздавливание каната также происходит часто в результате механического
воздействия.

. Расслоение каната (выдавливание трех и более проволок) на
участке каната длиной 6dявляется основанием для браковки.

Расслоение каната
(или выдавливание проволок) характеризуется сгоном избыточных длин проволок на
отдельные участки каната (рис. 14),
под воздействием больших сил трения скольжения,
проявляющихся из-за затруднительного вращения блоков или при действии динамических
нагрузок.

. Волнистость каната

13.
Сплющивание каната

а — в одной пряди; б — в нескольких прядях

15. Корзинообразная
деформация

5.5. Канат подлежит браковке при визуальном обнаружении корзинообразной
деформации.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdev

Корзинообразная
деформация встречается в некрутящихся
многослойных канатах двойной свивки. Характеризуется
отслоением одной или нескольких наружных прядей
(рис. 15)
вследствие кручения каната и действия
динамических нагрузок.

. Канат необходимо браковать при визуальном обнаружении
перекручивания.

Перекручивание
каната связано с воздействием динамических
нагрузок на прослабленную часть каната при его
запасовке или при эксплуатации.

. При визуальном обнаружении перегиба или залома канат следует браковать.

Перегиб и залом связаны с большим изгибом каната, при котором его
проволоки получают пластическую деформацию, увеличивая этим неодинаковость длин
проволок в пределах одного слоя и пряди (рис. 17). Канат на этом участке имеет пониженную прочность.

. Повреждения в результате температурного
воздействия

. При визуальном обнаружении на поверхности каната результатов температурного воздействия он
подлежит браковке.

Повреждения в
результате температурного воздействия определяются по
наличию сажи, обгорелости, изменении цвета.
Такие повреждения являются следствием воздействия расплавленного металла, огня, сварочных работ и электрического тока.

16. Перекручивание
каната

. Залом каната
(перегиб)

. Изменение параметров свивки

1. При увеличении
первоначальной длины участка, равной 6d, в
процессе эксплуатации на 9 % канаты несущие и
оттяжек бракуются.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpress

При эксплуатации
канатов, закрепленных от вращения по концам, в случае порывов внутренних
проволок наблюдается его кручение. Изменение угла свивки каната
является деформационным критерием наличия дефектов.

Оцените статью
MALIVICE.RU
Adblock
detector