Байпас в системе отопления что это такое — теория его необходимости и практика установки

Что собой в принципе представляет любой байпас

У неискушенного пользователя может сложиться первое впечатление, что за названием «байпас» кроется какое-то сложное по своему строению, монтажу и принципу работы устройство, в чем разодраться без соответствующей подготовки – просто невозможно. На самом деле – все намного проще. Наверняка каждый видел этот самый байпас воочию, просто не представлял, что это именно так называется.

Подсказка кроется уже в самом названии. Попробуйте ввести слово «bypass» в любой из онлайн-переводчиков, и сразу получите кучу вариантов, объединенных одним смыслом – «обход», «объезд», «обходной путь», «обтекать», «идти обходным путем» так далее.

Байпас – это всего лишь труба-перемычка, создающая возможность альтернативного направления перемещения жидкости

В сантехнической практике байпасом принято называть трубу-перемычку, врезанную в обход того или иного прибора. Она создает возможность альтернативного направления потока жидкости (обычной воды в водопроводных системах или теплоносителя в системах отопления). Байпас может работать в неуправляемом режиме, то есть быть открытым постоянно, иметь клапанные или другие устройства, автоматически переключающие поток жидкости по мере необходимости, либо управляться вручную, посредством установленных на него кранов или вентилей.

Байпас в системе отопления что это такое - теория его необходимости и практика установки

В системах отопления байпасы могут устанавливаться на различных участках. Чаще всего – это обвязка радиаторов отопления. В автономных системах частных домов он находит традиционное применение в узле циркуляционного насоса. В сложных по структуре системах отопления коллекторного типа байпас становится составляющей деталью смесительного узла. И, наконец, применяется он и при обвязке твердотопливных котлов. Рассмотрим каждый из этих случаев подробнее.

И впрямь, для русскоязычного человека это наименование звучит очень непривычно. Но именно в значении этого термина наглядно говорится о предназначении элемента.

Если попытаться перевести с английского слово «байпас» дословно, то словари дают массу всяких токований, которые, однако, сводятся к одному принципиальному понятию – существительные «обходной путь», «объезд», «обход», глаголы «обходить», «обтекать», «выбирать иное направление» и тому подобное. Значит, разумно предположить, что имеется в виду какое-то устройство, дающее возможность не прямого, а альтернативного перемещения.

Так оно и есть на самом деле. В сантехнических системах байпасом называют участок трубы, установленный таким образом, чтобы для жидкости (теплоносителя, если речь идет об отоплении, или воды – для водопроводов) открывался путь не только через какой-либо прибор, но и в обход него. Этот «закороченный» поток может быть неуправляемым, когда байпас держится постоянно открытым, и течение жидкости подчиняется только законам гидравлики.

Самый, пожалуй, простой и наиболее часто встречающийся пример байпаса – труба-перемычка между подводками к радиатору отопления

Коль речь у нас идет только о системах отопления, то байпас может устанавливаться:

  • В обвязке радиаторов, что в большей степени характерно для однотрубных систем отопления.
  • В обвязке циркуляционного насоса – в системах автономного типа.
  • В смесительных узлах систем водяных «теплых полов».
  • Для создания «малого контура циркуляции» в обвязке котлов (характерно для агрегатов, работающих на твердом топливе).

Устройство байпаса

Байпас – это обводная часть трубопровода, которая обеспечивает продвижение теплоносителя по траектории, минующей определенный участок магистрали. Один край обвода подключается к подающему патрубку, а второй – к обратному. На байпасе обычно устанавливаются различные элементы отопительной системы, например, насосы.

В точке соединения байпаса и входного патрубка устройства, которое необходимо обойти, монтируется запорная арматура. Ее наличие дает возможность направить ток жидкости параллельно самому прибору и регулировать интенсивность подачи теплоносителя. На обратном патрубке тоже устанавливается кран, который позволяет исключить участок трубопровода из системы без необходимости ее остановки.

Байпас – это обводная часть трубопровода, которая обеспечивает продвижение теплоносителя по траектории, минующей определенный участок магистрали. Один край обвода подключается к подающему патрубку, а второй – к обратному. На байпасе обычно устанавливаются различные элементы отопительной системы, например, насосы.

В точке соединения байпаса и входного патрубка устройства, которое необходимо обойти, монтируется запорная арматура. Ее наличие дает возможность направить ток жидкости параллельно самому прибору и регулировать интенсивность подачи теплоносителя. На обратном патрубке тоже устанавливается кран, который позволяет исключить участок трубопровода из системы без необходимости ее остановки.

Виды циркуляционных насосов

Циркуляционный насос целесообразно подключать через байпас только в тех системах, которые изначально были предназначены для естественной циркуляции, т.е. в них должен быть разгонный коллектор, соблюдены уклоны труб и правильно подобраны их диаметры. Насос в таких системах предназначен не для обеспечения их работы, а для повышения эффективности.

Для систем, которые еще на этапе проектирования были рассчитаны на принудительную циркуляцию, байпас попросту неактуален. Такие системы работают только за счет насоса, поэтому при его отключении циркуляция теплоносителя попросту прекращается. Байпас в данном случае не сможет решить проблему.

При подключении насоса посредством обводной линии появляется возможность противотока в байпасе. Кроме того, формируется замкнутый циркуляционный контур между насосом и самим байпасом. Чтобы такая схема могла нормально функционировать, обходное устройство обязательно должно оборудоваться шаровым краном или обратным клапаном.

Самый, пожалуй, простой и наиболее часто встречающийся пример байпаса – труба-перемычка между подводками к радиатору отопления

Когда насос работает, устройство блокирует ток жидкости по трубе обвода. Клапан делает эту работу автоматически, а кран приходится настраивать вручную. При остановке насоса байпас открывается, что дает возможность теплоносителям из разных контуров смешиваться. Подобная схема неприменима в случае с инжекционными байпасами – они полностью устраняют возможность обратного тока теплоносителя.

Байпас для циркуляционного насоса с шаровым краном

Для чего нужен байпас в системе отопления на участке, где установлен электрический насос? Точнее будет сказать, что насос устанавливается прямо на нем. Такое практикуется, когда в гравитационный контур, тот в котором циркуляция осуществляется самотеком, ставится электрический нагнетатель. Он увеличивает скорость потока и тем самым КПД контура становится выше. Это связано с тем, что при более высокой скорости теплоноситель доходит до крайнего радиатора с меньшими теплопотерями.

Вариантов установки байпаса для циркуляционного насоса два:

  • на новый контур;
  • на уже имеющийся контур.

Разницы в монтаже нет никакой

На что нужно обратить внимание, так это на наличие запорной арматуры на центральной магистрали между патрубками обвода. Это нужно для того чтобы теплоноситель проходил через байпас для циркуляционного насоса, а также чтобы не создавался обратный поток

Обязательно нужно устанавливать именно шаровой кран, а не обратный клапан, как делают некоторые сантехники.

Чтобы понять почему, рассмотрим поэтапно, как это работает:

  • когда работает насос, то он придает теплоносителю ускорение;
  • вода из обвода попадает в магистраль и начинает двигаться в обоих направлениях;
  • в одну сторону (нужную) она уходит беспрепятственно, а во второй стороне наталкивается на обратный клапан;
  • клапан закрывается и тем самым препятствует циркуляции в обоих направлениях.

То есть вода после насоса давит на тарелку клапана сильнее, чем до него, так как скорость теплоносителя за насосом будет выше. По задумке при отключении насоса теплоноситель перестает давить на обратный клапан и не перекрывает его. Это позволяет воде циркулировать самотеком по магистрали, не заходя в обвод.На практике байпас для отопления с обратным клапаном работает не так, как от него требуется.

Дело в том, что тарелка обратного клапана создает сильное гидравлическое сопротивление, равное одному метру. В гравитационном контуре теплоноситель просто не сможет противостоять такому сопротивлению клапана и циркуляция остановится.

Поэтому перед тем как установить байпас в систему отопления с обратным клапаном нужно понимать, что по факту, установка насоса на обводе не будет иметь никакого смысла. С таким успехом его можно было бы ставить прямо на магистраль, при этом сознательно отказаться от возможности использования контура обогрева автономно. Нужен ли байпас в системе отопления в таком случае? Получается что, нет.

Если же вместо обратного клапана поставить обыкновенный шаровый кран, то вы сами сможете управлять вектором циркуляции воды по контуру. Давайте рассмотрим, как сделать байпас в систему отопления, на котором будет установлен насос. В такой схеме он состоит из отдельных элементов:

  • патрубки с резьбой, которые ввариваются в магистраль;
  • шаровые краны – устанавливаются с обеих сторон;
  • уголки;
  • фильтр грубой очистки – ставиться перед насосом;
  • две американки, благодаря которым насос можно снять для проверки или ремонта.

Если вы делаете байпас в системе отопления своими руками, важно соблюдать правильное расположение на нем насоса. Ось крыльчатки должна находиться горизонтально, а крышка клеммной коробки смотреть вверх

Если при правильной установке крышка клеммной коробки смотрит вниз, то ее расположение можно изменить, открутив четыре болта на корпусе. Такое расположение необходимо чтобы был свободный доступ к клеммам, отвечающим за подсоединения питания, а также чтобы исключить попадание на них теплоносителя в случае появления утечки.

Врезка устройства для принудительного отопления позволяет обеспечить быстрый обогрев всего помещения, независимо от того, как далеко от котла находятся батареи. Работа такого оборудования дает существенную экономию по расходу газа или другого источника нагрева жидкости. Сами насосы по внутренней конфигурации разделяются на два вида: «мокрого» и «сухого» типа.

Насосы «мокрого» типа устроены так, что при работе ротор и крыльчатка соприкасаются с водой. Жидкость служит одновременно смазкой и охлаждением для вращающихся элементов. Такое оборудование подойдет для частного дома, квартиры или загородного коттеджа. Оно рассчитано на теплотрассы небольшой протяженности, т.е. частного использования. КПД — 50%. Срок службы составляет 20 лет. Лучше приобрести устройство с латунным или нержавеющим корпусом.

Насос с мокрым ротором

Насосы «сухого» типа имеют две внутренние камеры, разделенные уплотнителями. Соприкасание ротора и жидкости исключается. Смазка выполняется отдельно. Замена уплотнителей осуществляется раз в три года. Насосы отличаются повышенным КПД в 80%. Такие циркуляционные устройства монтируются в промышленные системы отопления и торговые центры. Ввиду более громкой работы их устанавливают в отдельных помещениях — котельных.

Насос с сухим ротором

Не стоит устанавливать слишком мощный агрегат — это дает лишний шум. Оптимальным будет установка оборудования, которое по параметрам теплопроводности имеет 15% дефицит от требуемой пропускной способности системы. Эти характеристики позволят полноценно использовать насос без перегрузок.

Вместо одного «сухого» можно установить параллельно несколько «мокрых» насосов. Это повышает рабочий потенциал.

Удобно в огромных домах, где кроме отопления есть теплый пол.

Доказывать то, что автономная система отопления частного дома, работающая по принципу принудительной циркуляции теплоносителя – более эффективная и управляемая, наверное, не надо. Установка насоса быстро оправдывает себя и в плане оптимального распределения тепла по помещениям, и в экономичности эксплуатации, и это даже несмотря на то, что сам насос являете потребителем энергии.

Но вот проблема – в ряде местностей не являются каким-либо и ряда вон выходящим явлением перебои в снабжении электроэнергией. Ну а система отопления, завязанная на циркуляционный насос, волей-неволей становится энергозависимой. Хорошо, если продуман вопрос какой-нибудь альтернативной подачи электроэнергии на этот случай – от источника бесперебойного питания или собственного генератора.

Различные по исполнению, но совершенно одинаковые по принципу действия насосные узлы с байпасом – есть возможность переключения с принудительной на естественную циркуляцию

Такой узел может работать в ручном режиме – при отсутствии электропитания хозяевам необходимо всего лишь переключить краны, перенаправив поток теплоносителя не через байпас с насосом, а напрямую по магистральной трубе. В иных сборках используются клапанные устройства – там поток будет перенаправлен в автоматическом режиме. Еще один вариант – инжекторная схема, без крана и клапана, но ее, честно говоря, не особо хвалят, и советуют все же обратиться к «классике».

В настоящей публикации на насосном узле с байпасом останавливаться не будем. Вовсе не потому, что этот вопрос – не важен. Скорее, наоборот – проблемам выбора и правильной установки циркуляционного насоса, от проведения необходимых расчетов до пошаговой инструкции по самостоятельному монтажу, посвящена отдельная публикация.

Циркуляционный насос системы отопления.

Преимущества принудительной циркуляции теплоносителя по контуру отопления – очевидны. Сам насос – не столь дорог, и его монтаж также не представляет особого труда. Поэтому, не сомневайтесь – прочтите специальную публикацию нашего портала, в которой вам расскажут и о том, как правильно выбрать, и как самостоятельно .

Самый распространенный сценарий врезки насоса в систему водяного отопления – непосредственно в трубопровод (либо в подающую ветвь, либо в обратную). В этом случае байпас не устанавливают, так как при остановке агрегата малый диаметр труб не будет способен поддерживать самостоятельную циркуляцию жидкости.

Байпас в системе отопления что это такое - теория его необходимости и практика установки

При включенном насосе гидравлическое давление, создаваемое агрегатом, поджимает шарик клапана и перекрывает прямую линию. При выключении насоса давление в гравитационной системе открывает клапан, и вода идет по байпасу

Байпас необходим в том случае, если изначально используется самотечная система. Здесь основным режимом теплоснабжения будет принудительное распределение носителя при помощи циркуляционного насоса. В периоды отсутствия электроснабжения конвекция будет способствовать естественному самотеку среды. Такое решение подразумевает установку насосного оборудования на байпас.

Назначение байпаса

При монтаже байпаса запорная арматура устанавливается не только на патрубках подключаемого устройства, но и на самом байпасе. Тип используемой арматуры позволяет классифицировать несколько видов байпасов, каждый из которых подходит для определенных условий эксплуатации.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ:  Вентиляция на кухне варианты устройства и схемы установки

Существуют следующие виды байпасов:

  • Нерегулируемые;
  • С ручным управлением;
  • Автоматические.

Для начала стоит понять, что такое байпас и для каких целей он служит. С английского «bypass» переводится как «обходной», «обход» По простому говоря это труба, которая проходит параллельно основному прибору или ветке и служит для временного перетока по ней рабочей жидкости в обход основного устройства. Этот запасной путь может быть как с краном, так и без него, как с обратным клапаном, так и без дополнительных устройств вообще.

Устройство байпаса

Главным преимуществом байпаса – является возможность отсечь радиатор, который необходимо отремонтировать без выключения всей системы отопления. Так же благодаря этому нехитрому приспособлению можно легко слить и обслужить систему или ее отдельные элементы.

Сам байпас в большинстве совеем не имеет спускников для воды, но возможно по перетоку жидкости через него и наличие подключаемых приборов значительно упрощает задачу по опорожнению трубы.

к меню

  1. Прямая магистраль оснащается шаровым краном, запорная арматура, сетчатый фильтр и насос монтируются в обводную ветвь.
  2. Разрыв магистрали дополняется готовым комплектом в виде байпаса с обратным клапаном и насосом.

В первом случае самотечный режим необходимо активировать вручную. В момент отключения электричества жильцам придется самостоятельно открыть один из кранов в котельной. В противном случае прекращение циркуляции вызовет остывание среды.

Во втором сценарии отключение электричества вызовет автоматическую активацию обратного клапана, который остается закрытым в период работы перекачивающего устройства. Но здесь могут стать препятствием 2 потенциальные проблемы:

  • отдельные модификации шаровых клапанов не подлежат разборке. Если они выйдут из строя или загрязнятся, придется демонтировать и заменить новым весь узел (помимо фильтра и насоса);
  • U-образные вариации выполняют функции дополнительного воздухосборника, в них необходимо периодически поворачивать ручной сбрасывающий кран.

Поэтому профессионалы избегают схем, базирующихся на готовых автоматических байпасах, предпочитают собирать узлы, включающие отсекающий кран. В этом случае в доме станет ощутимо прохладнее лишь через полчаса после отключения электричества, за это время можно открыть основную магистраль. Другой выход – монтаж байпасного узла с применением самостоятельных компонентов и обратного клапана из латуни (в нем резиновый шарик не фиксируется пружиной).

Установкой обходной магистрали можно решить несколько задач по обеспечению работоспособности обогревающей системы и увеличению её тепловой эффективности, что стало возможным благодаря многочисленным достоинствам байпаса. К положительным моментам его использования относятся:

  • защита отопительного агрегата от перегрева при отключении электричества или поломке циркуляционного насоса;
  • возможность установки помпы в существующий отопительный контур с естественной циркуляцией теплоносителя. При этом работоспособность гравитационной системы сохраняется;
  • обеспечение доступа к насосу или радиатору для их снятия или ремонта без необходимости полной остановки системы;
  • возможность регулировки температурного режима батарей уменьшением протока теплоносителя.

Кроме этого, несомненным плюсом является простота монтажа, который можно легко выполнить собственными силами.

Байпас в системе отопления что это такое - теория его необходимости и практика установки

Главная функция любого байпаса заключается в возможности держать систему отопления в рабочем состоянии даже при поломке одного из ее элементов или отключении электроэнергии. Приборы, подключаемые посредством байпаса, без проблем отключаются от системы – для этого нужно лишь перекрыть оба крана, и теплоноситель пойдет по обводу.

Отопление благодаря байпасу может продолжать работу в любом случае, а поврежденные элементы можно ремонтировать, затрачивая на это любое количество времени. Надежность и удобство обслуживания отопительной системы при наличии байпаса многократно повышается.

В автономных отопительных контурах байпас используется для решения следующих задач:

  • Подключение отопительных приборов к однотрубной разводке;
  • Обвязка насосного оборудования;
  • Подключение распределительного коллектора водяного теплого пола;
  • Формирование малого циркуляционного контура при использовании твердотопливного отопительного оборудования.

Методика установки байпаса может разниться в зависимости от его назначения в конкретной отопительной системе.

При использовании в сочетании с твердотопливным отопительным оборудованием байпас позволяет сформировать малый циркуляционный контур. Для этого обводная труба устанавливается на подачу, где имеется разогретый до предела теплоноситель, и подключается к трехходовому клапану, расположенному на противоположной стороне конструкции.

https://www.youtube.com/watch?v=WBFqxw11N04

Благодаря клапану осуществляется смешивание горячей воды из байпаса и холодной, поступающей из обратного контура. В результате к котлу для последующего цикла нагрева возвращается теплоноситель, температура которого превышает 50 градусов.

Байпас в системе отопления что это такое - теория его необходимости и практика установки

Байпас возвращает переизбыток теплоносителя в магистраль стояка

Байпас – это небольшой участок трубы, смонтированный так, чтобы путь для носителя тепла проходил сквозь сам прибор и в обход агрегата. Сам термин происходит от английского слова bypass, которое переводится как “перепуск” либо “обход”. Тип и строение элемента зависят от решаемой задачи, он может иметь форму трубопровода обводного типа или участка, представляющего прямую линию, которая нужна для соединения обратной и подающей магистралей. Деталь может устанавливаться:

  • на радиаторах в системах однотрубного закрытого либо открытого типа;
  • рядом с циркуляционным насосом, функционирующем в самотечной тепловой сети;
  • в качестве перемычки между обраткой и подачей, которая образует маленький циркуляционный контур;
  • в смесительных узлах.

Стандартный байпас на отопление может быть управляемым и неуправляемым, во втором случае его постоянно держат открытым, чтобы жидкость свободно проходила через путь. Нередко в частных и многоквартирных домах на такие перемычки ставят управляющее устройство, это может быть вентиль или специальный прибор, способный менять сечение прохода.

Система обводного байпасного канала может быть полезной не только в системах индивидуального отопления. Установка прибора может быть выполнена как в двухтрубной, так и в однотрубной системах. Наиболее эффективным байпасная система будет в двухтрубной системе.

Кроме возможности ремонта батарей и всей арматуры системы отопления в доме, байпас позволяет довольно точно регулировать количество горячей воды, перепускаемой через радиатор. Подобные системы работают примерно по одной схеме, как для двухтрубных, так и для однотрубных линий центрального отопления. В современных двухтрубных системах отопления установка и применение байпаса является обязательным требованием СНиП отопления.

Это делается для экономии горячей воды в системе отопления. При относительно высокой температуре воздуха на улице и работе батарей на полную мощность в помещении может возникнуть перегрев. Раньше избыток тепла ликвидировали с помощью открытых настежь окон, теперь с целью экономии ресурсов температуру батареи можно снижать байпасом.

К сожалению, подобная регулировка возможна только в одном направлении. Повысить температуру батареи байпасом практически невозможно. Поэтому для однотрубной системы ваша экономия на энергии позволит добавить тепла в квартирах на верхних и нижних этажах.

Байпасный обвод уже стал незаменимым для сушилок в ванных комнатах. В такие теплообменники энергии подается с избытком для поддержания надлежащего температурного режима, поэтому есть необходимость в ручной регулировке нагрева.

Байпасная конструкция  позволяет довольно быстро и эффективно выполнять заполнение системы и удалять воздушные пробки.

Изготовить и установить байпасную трубу можно собственными силами. Обводную линию можно спаять из алюминий-пропиленовой или металлопластиковой труб, добавив пару тройников и кранов для горячей воды.

Пример байпаса для циркуляционного насоса

Байпас в системе отопления что это такое - теория его необходимости и практика установки

Для чего нужен байпас в системе отопления, и какие функции он должен выполнять? Его общее назначение – формирование параллельного потока в обход компонентов отопления (радиаторов, запорной арматуры, циркуляционных насосов). Он представляет собой магистраль, соединяющую условные входные выходные патрубки конкретного элемента системы.

Он может выполнять несколько функций. Например, байпас в системе отопления многоэтажного дома необходим для проведения ремонтных или профилактических работ. В особенности это касается замены радиаторов в отопительный период. С его помощью можно перенаправить поток теплоносителя в обход батареи.

Кроме этого параллельная транспортная магистраль выполняет следующие функции:

  • Регулировка потока теплоносителя в радиатор. Установив соответствующий компонент (термоголовку) можно добиться автоматического уменьшения (увеличения) объема горячей воды в батарее;
  • Модернизация схемы – еще одно назначение байпаса в системе отопления. В первую очередь это относится к однотрубным схемам, в которых без этого элемента невозможно изменять уровень потока воды в радиаторе;
  • Создание универсального отопления. При отключении электричества лопасти циркуляционного насоса сделают практически невозможным гравитационное движение жидкости в трубах. Но для чего нужен байпас в системе отопления в этом случае? С его помощью создается обводной канал, в котором гидравлическое сопротивление не помешает естественной циркуляции воды.

Примеры использования байпаса

Функциональным предназначением байпаса является возвращение в стояк избытка теплоносителя из батареи отопление, когда посредством ручного или автоматического терморегулятора изменяется его количество. Другими словами через байпас теплоноситель транспортируется параллельно запорной и регулирующей арматуре.

Вот таким образом байпас может быть внедрен в отопительную систему

Монтаж байпаса в систему отопления особенно актуален при устройстве современных отопительных систем, подразумевающих использование циркуляционных насосов. Люди, впервые сталкивающиеся с монтажом отопления, часто задают вопрос мастерам или консультантам в магазинах: «Как система будет работать, если пропадет электричество?».

Байпас в системе отопления: что это такое, обзор моделей,монтаж

Вот именно, в таких ситуациях и приходит на выручку байпас. Его роль при этом очень проста – в момент отключения электроэнергии в сети, потребитель должен перекрыть краны подачи теплоносителя на насос и открыть кран на центральной трубе. Кстати, это может произойти в автоматическом режиме, если использован байпас с клапаном. Эти простые манипуляции переводят отопительную систему в режим естественной циркуляции.

Установка приборов на байпасе должна выполняться по направлению к теплоносителю в такой последовательности:

  • фильтр;
  • обратный клапан;
  • циркуляционный насос.

Важно заметить, что введение байпаса в стояк возле циркуляционного насоса должно выполняться с задействованием запорных клапанов. А сам элемент лучше установить горизонтально

В этом случае система будет защищена от скопления воздуха.

Схематические изображение обводной трубы, вмонтированной в отопление

Да, однотрубная система отопления на сегодня является морально устаревшей, но ее еще довольно часто можно встретить в зданиях советской постройки. Причем, бывают такие чудеса, когда подобное отопление функционирует очень эффективно и в квартирах зимой, просто жарко. Исправить ситуацию также поможет установка байпаса. В этой работе в принципе ничего сложного нет, но все же стоит соблюсти некоторые условия:

  • Байпас должен располагаться на максимальном удалении от вертикального участка трубы, то есть как можно ближе к батарее.
  • Обводную трубу можно изготавливать непосредственно на месте монтажа – потребуются труба, тройник и производство сварочных работ. А можно такой элемент приобрести в готовом виде и выполнить монтаж на резьбовых соединениях.
  • Входное отверстие радиатора и байпас должны быть разделены регулировочным вентилем или радиаторным терморегулятором.

Установив такой прибор вы получите банальный «регулятор температуры в доме».

Многие люди не совсем понимают главные цели существующего механизма действия, и при включении функции байпас на режим обхода сети питания, поэтому чаще всего покупатели забывают про наличие этой функции, и не применяют ее на практике. Основными причинами применения полезной функцией являются:

  1. Точно известно, что на данный момент суммарная мощность на входе подключенных нагрузок выше номинальной мощности стабилизатора (при подключении сварочника).
  2. Если точно известно, что в определенное время нет просадок напряжения, то можно включить эту функцию, а отключать ее только вечером и утром. Это дает возможность уменьшить эксплуатационный износ стабилизатора, и продлить срок его службы.
  3. Часто используется в случаях, когда нужно выполнить профилактическое обслуживание.
  4. Такой режим байпас целесообразно включать, если вас долгое время не будет дома, так как нет необходимости в стабилизации питания.
  5. При большой просадке напряжения.
  6. При производстве строительных работ, при наличии сильной запыленности.
  7. Для снижения износа прибора.

Нерегулируемый байпас

Устройство нерегулируемых байпасов представляет собой простую трубу, не имеющую какого-либо оборудования. Труба постоянно находится в открытом состоянии, и жидкость по ней перемещается произвольно, то есть, возможность влиять на интенсивность тока воды отсутствует. Нерегулируемые обводные трубы чаще всего используются для подключения отопительных приборов.

Проектируя отопительную систему, нужно обязательно учитывать тот факт, что вода всегда двигается в первую очередь по тем участкам, где величина гидравлического сопротивления минимальна. В случае с байпасом это означает, что внутренний диаметр его вертикального участка должен быть меньше внутреннего сечения магистрального трубопровода. Если это требование не будет соблюдаться, то теплоноситель попросту будет тяготеть к байпасу.

При проектировании горизонтальной разводки отопления работают другие правила, которые нужно учитывать перед тем, как сделать байпас в систему отопления. Разогретый теплоноситель имеет пониженный удельный вес и всегда пытается двигаться вверх. Чтобы система могла работать нормально с учетом этого правила, диаметр нижней части байпаса должен совпадать с диаметром магистрали, а сечение патрубка, ведущего к радиатору, должно быть меньше.

Ошибки, часто встречающиеся при самостоятельном монтаже

В этой статье мы расскажем как легко и недорого осуществить улучшения домашней тепломагистрали посредством нехитрого, но довольно эффективного элемента – байпаса.

Ниже мы подробнее рассмотрим байпас в системе отопления — что это такое, как действует и требуется ли создавать обходной участок.

Использование обводной трубы на радиаторе

Байпас (англ. – bypass) – часть трубопровода, имеющая запорно-регулируемую арматуру и созданная для обхода какого-либо отрезка тепломагистрали, на котором смонтировано оборудование.

Этот элемент в основном используют в однотрубных схемах, где нагретая котлом жидкость переносится от одной батареи к другой с последующим возвратом в коллектор.

Теплоноситель свободно протекает через байпас, а при надобности отсоединить подключенные приборы, встроенные в узел кран закрываются и, нагретая до нужной температуры, вода беспрепятственно проходит дальше по трубам.

Хотя однотрубные схемы уже технологически и морально устарели, они еще встречаются в зданиях, построенных во времена СССР и СНГ. По этой причине при создании обводных участков в таких схемах следует придерживаться определенных условий врезки.

Байпас в однотрубной схеме отопления

Для создания обходного участка понадобится:

  • отрезок трубы необходимой длины;
  • тройники и муфты;
  • сварочный аппарат.

Обводную трубу необходимо размещать подальше от главного стояка тепломагистрали. На отрезке между радиаторной батареей и байпасом требуется врезать шаровой кран, необходимый для регулировки подачи теплоносителя.

Также возможно создание обводного участка и в двухтрубной схеме

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ:  Принцип работы крана Маевского

К сведению! Монтаж байпасного узла в двухтрубной схеме отопительной системы нецелесообразен, поскольку течение жидкости в магистрали происходит в разных направлениях, а потоки между собой разделены.

Байпас имеет несколько сфер применения, но мы говорим об отоплении, так что рассмотрим возможности его использования именно в этом свете. Итак, разбираясь, что это такое – байпас в системе отопления, учитываем, что его в основном монтируют:

  • в отопительных контурах с котлом и помпой, для осуществления впоследствии плановых ремонтных работ, ревизии или замены приборов, не останавливая тепломагистраль;
  • для отладки температурного режима, которая выполняется за счет установленной запорно-регулировочной арматуры;
  • как устройство, позволяющее снизить расход топливных затрат на отопление и при этом поддерживающее стабильную температуру. К тому же до 35% снижается расход циркулируемой жидкости, что также уменьшает финансовые затраты.

Обводной участок на циркуляционном насосе

Выпускаются байпасы на отопление, как с автоматическим, так и ручным управлением. Модели с автоматикой функционируют автономно и задействуются при включении в отопительный контур насоса.

Когда запускается нагнетатель теплоносителя, то под давлением жидкости открывается клапан, а при отключении происходит автоматическое его закрытие. Байпасы можно условно разделить на обводные узлы, устанавливаемые на радиаторы и помпы.

как установить байпас

Первые монтируют непосредственно возле батареи (для съема обогревательного элемента без отключения магистрали), а вторые применяют для отсоединения оборудования или смены режима работы насоса и устанавливают непосредственно вместе с ним.

Важно! Врезку байпаса рекомендуется делать в промежутке с мая по сентябрь, поскольку в этот период времени в многоэтажных домах подача теплоносителя прекращена. Также запрещено врезать запорную арматуру непосредственно в байпасный узел, поскольку это противоречит ГОСТу.

Существует такой термин как bypass режим, что это такое рассмотрим ниже. Значительно улучшить весь отопительный контур можно посредством установки насоса, даже если нет проблем с естественным течением жидкости.

В процессе врезки помпы в трубу системы отопления непременно понадобится наличие байпаса.

Этот прибор хоть и делает отопительную систему более продуктивной, но его работа непосредственно зависит от наличия электричества (в частных домовладениях проблема электроснабжения может быть решена при помощи дизель-генератора). На видео показана сборка насоса через обводную трубу.

Создание байпаса для циркуляционного насоса рекомендовано по следующим причинам:

  • для нормальной настройки отопительного контура;
  • при необходимости отсечения помпы от общей магистрали;
  • для выполнения ревизии и ремонт без остановки работы тепломагистрали;
  • при перебоях в электросети отопительная система сможет продолжать нормально функционировать благодаря естественному току теплоносителя (самотек).

Работа байпасного клапана при выключенном и включенном насосе

При наполнении тепломагистрали водой, насос препятствует нормальному току жидкости и заполняемости контура, из-за этого образуются воздушные пробки. Во избежание подобных проблем требуется установка байпаса, который позволит заполнять трубы водой в обход помпы.

При наступлении нештатной ситуации давление в магистрали падает, и клапан, срабатывая автоматически, дает возможность жидкости циркулировать по контуру своим ходом (самотеком). Таким образом полностью автоматизируется управление отопительной системой.

Однако к минусам, автоматического байпаса, следует отнести высокую чувствительность к мелкому мусору и загрязненности теплоносителя.

Поэтому перед установкой автоматического байпасного клапана необходимо хорошо прочистить всю систему, чтобы устранить ржавчину, окалину, накипь и различного рода налет в приборах обогрева и трубах отопительного контура.

Устройство и принцип работы байпасного клапана на примере модели BR 400

Для чего требуется байпасный клапан, мы разобрались и теперь можем рассмотреть варианты использования обходных трубопроводов в отопительных сетях. На видео ниже можно посмотреть работу байпасного узла со встроенным обратным клапаном.

Различные по исполнению, но совершенно одинаковые по принципу действия насосные узлы с байпасом – есть возможность переключения с принудительной на естественную циркуляцию

Решив монтировать обводной участок тепломагистрали необходимо соблюдать некоторые требования:

  • диаметр трубы, используемой для байпаса, должен быть меньше чем в магистральной;
  • создавая обводной участок на батарее, его располагают предельно близко к отопительному прибору и максимально удаляют от стояка отопительного контура;
  • устанавливая байпасный узел, в тепломагистрали частного домовладения, монтаж осуществляют в непосредственной близости от нагревательного котла, но на таком расстоянии, чтобы помпа не подвергалась перегреву.

Использование шаровых кранов для управления направлением потока

Схемы монтажа

Способ монтажа Фото
Однотрубный отопительный контур: монтаж на обогревательный прибор
На насосе
В контуре теплых полов
В контуре отопления с твердотопливным котлом

Хотя мы и выяснили что это такое «байпасв системе отопления», однако при обустройстве в доме или квартире теплых водяных полов они выполняют совершенно инуюфункцию. В качестве обводной линии используется часть смесительного узла с трехходовым клапаном. Данный узел нужен для подготовки нагретой жидкости к переносу в контур теплых полов, поскольку температура теплоносителя в общей магистрали достигает до 80 ˚C, тогда как в системе она не должна превышать отметку в 45 ˚C.

В стандартном режиме клапан обеспечивает пропуск нагретой воды из общей сети в обогревательный контур в незначительном объеме.

Остальной теплоноситель, протекая через обводной участок, смешивается с жидкостью из коллектора и подается обратно к отопительному котлу.

В обогревательном контуре и коллекторе разница температур существенная, поэтому байпасный узел практически постоянно задействован, поскольку без него невозможна нормальная работа системы теплых полов.

Насосно-смесительный узел с байпасом IVAR

Когда мы уже разобрались что это такое – байпас в системе отопления, можем перейти к рассмотрению типов этих конструкций. Обходные трубопроводы могут различаться по месту установки и по конструкции.

Первые предназначены для врезки на отопительные приборы и насосы, и позволяют перенаправить поток нагретой жидкости на время выполнения ремонтных работ или замены радиаторов, помп и т.д.

Вторые используются для установки в комплексе с насосами.

Рекомендация! Чтобы не собирать всю систему по отдельным деталям стоит купить в магазине полностью укомплектованный узел готовый к установке.

Тип Модель/ производитель Комплектация Средняя стоимость, руб.
По месту установки

Бс-И-1/ ТД Жуковский

  • байпас; циркуляционный насос;
  • кран шаровой латунный – 2 шт;
  • фильтр грязевой – 1 шт.
1 300

Бс-И-3/ ТД Жуковский

  • байпас; циркуляционный насос;
  • кран шаровой латунный – 2 шт;
  • фильтр грязевой – 1 шт.
1 350

VT.0666/ Valtec

  • корпус латунный – 1 шт.;
  • пропускной клапан – 1 шт.;
  • байпас медный – 1 шт.;
  • пружина клапана – 1 шт.
2 594

VT.0667T/ Valtec

  • корпус латунный – 1 шт.;
  • термометр – 1 шт.; пропускной клапан – 1 шт.;
  • байпас медный – 1 шт.;
  • пружина клапана – 1 шт.
4 050

VT. 668/ Valtec

  • корпус латунный – 1 шт.;
  • термометр; пропускной клапан – 1 шт.;
  • байпас медный – 1 шт.;
  • дренажная трубка.
3 500
По конструкции

Бс-К-3/ ТД Жуковский

  • байпас; циркуляционный насос;
  • кран шаровой латунный – 2 шт;
  • фильтр грязевой – 1 шт.
1 750

VT. 655/Valtec

  • корпус латунный – 1 шт.;
  • пропускной клапан – 1 шт.;
  • пружина клапана – 1 шт.
1 014

VT. 667/Valtec

  • корпус латунный – 1 шт.;
  • термометр;
  • пропускной клапан – 1 шт.;
  • байпас медный – 1 шт.;
  • дренажная трубка.
4 050

Внимание! При покупке любых элементов, связанных с системой водоснабжения и отопления, необходимо большое внимание уделять качеству резьбовых соединений. Не приобретайте комплектующие низкого качества, стараясь сэкономить, поскольку они долго не прослужат и могут стать причиной внезапного выхода из строя всего отопительного контура.

Прежде чем приступить к монтажу байпаса в отопительной системе многоквартирного дома в первую очередь о своем решении следует письменно уведомить представителей местного ЖКХ для согласования вопроса о временном отключении подачи теплоносителя с котельной. После этого придерживайтесь следующих рекомендаций:

  • Чтобы вода нормально поступала в прибор обогрева необходимо, чтобы диаметр трубы обходного участка был на один размер меньше, чем в общем контуре.
  • Приобретая готовый байпасный узел необходимо требовать сертификат качества, который послужит гарантией долговечной и нормальной работы устройства.
  • При покупке элементов обходного участка следует проверить резьбовые соединения – они должны легко откручиваться и при затягивании не прокручиваться.
  • Решив монтировать байпас, используйте только шаровые краны, поскольку они имеют не только низкое гидравлическое сопротивление, но и легко открываются и закрываются.
  • Неважно, работает байпас или нет, необходимо время от времени открывать и закрывать все краны во избежание прикипания шара и значительно увеличит срок эксплуатации всех элементов узла.
  • Перед вводом отопления в эксплуатацию после длительного простоя нужно непременно развоздушить участок с циркуляционным насосом.
  • На протяжении всего отопительного сезона следует выполнять профилактическую очистку фильтров, установленных в байпасной системе.
  • Во избежание ошибок, и чтобы отопление работало эффективно, желательно поручить проведение всех работ опытному специалисту.
  • оснащают прямой байпасный отрезок шаровым краном в стремлении направить всю нагретую воду в батарею;
  • собирают смесительную конструкцию, дополнив ее трехходовым краном с целью самостоятельной регулировки теплоотдачи.

Байпасы с ручной регулировкой

Байпасы, которые настраиваются вручную (ручные байпасы), оснащаются шаровыми кранами. Использование шаровых кранов обуславливается тем, что они совершенно не меняют пропускную способность трубопровода при переключении, поскольку гидравлическое сопротивление в системе не меняется. Это качество делает шаровый кран оптимальным вариантом для байпаса.

Запорная арматура такого типа позволяет регулировать объем жидкости, который проходит через обводящий участок. При закрытом кране теплоноситель в полном объеме двигается по основной магистрали. Эксплуатация шаровых кранов имеет один важный нюанс – их нужно регулярно поворачивать, даже если необходимость настройки системы отсутствует. Это связано с тем, что при длительном застое краны могут намертво прикипеть, и их придется менять.

Что такое байпас и зачем его устанавливать в систему отопления

Ранее мы уже рассказывали о схемах разводки обогрева. Сегодня мы посветим статью однотрубным контурам, а точнее, важности байпаса для отопления. Будем разбираться, что это такое и для чего он вообще нужен.

Мы рассмотрим несколько вариантов установки байпаса в однотрубной системе отопления отдельно, так как в каждом из них предъявляются разные требования.

При этом его функции остаются неизменными, что нельзя сказать о расположении в пространстве и относительно другого оборудования, а также его диаметре.

Зачем нужен байпас

Байпас – это обвод, обыкновенный отрезок магистрали, который должен быть установлен в необходимых ключевых точках контура. Сразу стоит отметить, что байпас для отопления применяется только в однотрубных схемах.

Отличие однотрубного контура обогрева от двухтрубного заключается в том, что в первом циркуляция теплоносителя осуществляется по одной магистрали.

Она начинается от котельной и там же заканчивается, при этом вода проходит через цепь радиаторов, в каждом из которых отдавая часть своего тепла.

Ключевым моментом, который отличает двухтрубную схему, является факт разделения потоков подачи и обратки. Поэтому байпас в двухтрубной системе отопления просто не нужен. В то время как в однотрубном контуре подача и обратка неразделимы и являются единым потоком. Обвод устанавливается в однотрубных контурах, которые могут быть расположены в разных плоскостях:

Исходя из этого, установка байпаса в системе отопления также отличается. Вертикальные контуры монтируются в зданиях, высота которых более одного этажа. Горизонтальные – в одноэтажных домах и в квартирах. Чтобы понимать принцип работы обвода рассмотрим его действие в разных точках установки. Где же может быть установлен обводной путь:

  • на насосе, который нагнетает поток теплоносителя;
  • на радиаторах.

В обоих случаях обводной путь служит для того, чтобы циркуляция в контуре обогрева не останавливалась даже в случае поломки вышеуказанного оборудования.

bap20

Для чего нужен байпас в системе отопления? Это резервный канал, по которому теплоноситель продолжает свою циркуляцию по контуру и тем самым предотвращает скачки давления в системе отопления .

Давайте рассмотрим принцип действия обвода для каждого из вышеуказанных вариантов установки отдельно.

Установка на насосе

Для чего нужен байпас в системе отопления на участке, где установлен электрический насос? Точнее будет сказать, что насос устанавливается прямо на нем.

Такое практикуется, когда в гравитационный контур, тот в котором циркуляция осуществляется самотеком, ставится электрический нагнетатель. Он увеличивает скорость потока и тем самым КПД контура становится выше.

Это связано с тем, что при более высокой скорости теплоноситель доходит до крайнего радиатора с меньшими теплопотерями.

Разницы в монтаже нет никакой. На что нужно обратить внимание, так это на наличие запорной арматуры на центральной магистрали между патрубками обвода. Это нужно для того чтобы теплоноситель проходил через байпас для циркуляционного насоса, а также чтобы не создавался обратный поток.

То есть вода после насоса давит на тарелку клапана сильнее, чем до него, так как скорость теплоносителя за насосом будет выше.

По задумке при отключении насоса теплоноситель перестает давить на обратный клапан и не перекрывает его. Это позволяет воде циркулировать самотеком по магистрали, не заходя в обвод.

На практике байпас для отопления с обратным клапаном работает не так, как от него требуется.

Если вы делаете байпас в системе отопления своими руками, важно соблюдать правильное расположение на нем насоса. Ось крыльчатки должна находиться горизонтально, а крышка клеммной коробки смотреть вверх.

Если при правильной установке крышка клеммной коробки смотрит вниз, то ее расположение можно изменить, открутив четыре болта на корпусе.

Такое расположение необходимо чтобы был свободный доступ к клеммам, отвечающим за подсоединения питания, а также чтобы исключить попадание на них теплоносителя в случае появления утечки.

Байпас на радиаторе отопления

На участке где стоит батарея, байпас в однотрубной системе отопления устанавливается для того, чтобы в случае прекращения циркуляции в радиаторе, вода могла беспрепятственно течь дальше по контуру. В вертикальной схеме радиатор подключен к стояку двумя патрубками.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ:  Можно ли подключить варочную панель в обычную розетку

Байпас на радиаторе отопления соединяет эти патрубки между собой и устанавливается перед батареей. Между центральной магистралью и обводом не должно быть запорной арматуры, чтобы исключить человеческий фактор или возможность перекрытия циркуляции в случае поломки крана.

Функции обвода, установленного перед радиатором:

  • обеспечение беспрерывной циркуляции по основному кольцу контура;
  • регулирование температуры теплоносителя.

В однотрубных контурах теплоноситель проходит по радиаторам, отдавая часть тепла, и вовлекается в дальнейший поток. Соответственно, в каждый последующий радиатор теплоноситель доходит немного холоднее.

Установка байпаса на отопление дает возможность смешивать теплоноситель из центральной магистрали с тем, который прошел по батарее, тем самым повышая его температуру.

Получается, если у нас до первой батареи вода была 80 градусов, то уже после нее она остынет примерно до 70 градусов. Тот теплоноситель, который проходит через обвод, не несет таких теплопотерь, поэтому при смешивании жидкостей температура общего потока повышается примерно до 75 градусов.

По такому же принципу работает и горизонтальная однотрубная схема обогрева, только обвод в ней находится в горизонтальном положении на участке под батареей. При этом для правильной циркуляции необходимо подобрать нужный диаметр байпаса в системе отопления.

Диаметр байпаса

Схема размера труб в системе с байпасом на радиаторе

Итак, мы уже знаем, зачем нужен байпас в системе отопления и где он устанавливается. Осталось разобраться какого диаметра он должен быть. Мы должны рассмотреть варианты монтажа байпаса системы отопления на батарее и насосе отдельно, так как его диаметр в каждом случае будет разным, что обусловливается различными требованиями к нему.

Обвод на насосе будет иметь меньший или такой же диаметр, как и у основной магистрали. Как правильно сделать байпас на отоплении принципиальной разницы в этом случае нет. Ведь он устанавливается только для того, чтобы в случае отключения насоса циркуляция могла продолжаться самотеком.

Соответственно, заужать саму магистраль нельзя, при этом диаметр патрубков, которые отходят от контура, не имеет ключевого значения.

При остановке насоса циркуляция через него будет невозможной, поэтому даже при равном диаметре с общей магистралью обвод не будет менять вектор движения теплоносителя.

А вот при установке байпаса в системе отопления частного дома на радиаторах его диаметр имеет большое значение. Он должен быть на один размер меньше, чем патрубки, соединяющие радиаторы с центральной магистралью. При этом отводы к батареям также должны быть на размер меньше основного контура. Как это работает:

  • вода течет по контуру и доходит до участка, на котором установлены батареи;
  • наталкиваясь на разветвление, теплоноситель меняет вектор движения в ту сторону, где меньше сопротивление;
  • часть теплоносителя продолжает движение по прежнему вектору.

Если диаметр патрубков будет таким же, как и обвод, то в батареи попадёт малое количество воды, соответственно, температура радиаторов упадет. В случае если диаметр патрубков будет меньше диаметра обвода, то циркуляция в батарее прекратится вовсе.

Уменьшение диаметра патрубков по отношению к основной магистрали увеличивает скорость теплоносителя, что позволяет ему более интенсивно двигаться по радиатору. При этом вода циркулирует по всей батарее, в результате чего она прогревается равномерно.

Для примера рассмотрим устройство байпаса в системе отопления из полипропилена. Если диаметр основной магистрали составляет 32 мм, то сечение патрубков, через которые вода попадает в батареи, должно быть 25 мм.

Диаметр обвода в такой схеме, соответственно, должен быть 20 мм. В таком случае до крайней батареи теплоноситель будет проходить по нужному нам пути с минимальными теплопотерями.

При этом сбалансировать систему будет проще.

Когда мы определили, что такое байпасная перемычка, рассмотрим вопрос, зачем она нужна и где устанавливается. В зависимости от решаемой задачи элемент выступает в качестве обводной линии либо прямого участка, соединяющего подающий трубопровод с обратным.

Справка. Английское слово bypass в буквальном переводе означает «обход», «перепуск».

Существует несколько вариантов установки байпасов в системах отопления:

  1. На радиаторах закрытых и открытых однотрубных систем.
  2. Параллельно циркуляционному насосу, работающему в самотечной (иначе – гравитационной) теплосети.
  3. Перемычка между подачей и обраткой, образующая малый контур циркуляции для нагрева твердотопливного котла.
  4. В различных смесительных узлах.

В многоквартирных домах, где полотенцесушители подключены к общему стояку горячего водопровода, тоже применяется байпасная линия, действующая по аналогии с радиаторной (пункт 1 перечня). Для чего она там нужна, мы расскажем далее.

Трубы полотенцесушителей имеют большой диаметр и пропускную способность, перемычка нужна только для удобного снятия змеевика

Первые два варианта хорошо знакомы владельцам частных домов и квартир.

К сожалению, некоторые хозяева, считающие себя крупными специалистами, «усовершенствуют» байпасы либо ставят перемычки там, где они мешают нормальной работе системы отопления.

https://www.youtube.com/watch?v=xxy5k0qzI8Q

Случайные и намеренные ошибки мы также рассмотрим.

В большинстве многоэтажных зданий советской постройки отопление организовано с помощью однотрубных вертикальных стояков, проходящих через все квартиры. Принцип работы схемы заключается в распределении теплоносителя по батареям на 5—16 этажах за счет большой скорости протока и повышенного давления.

Для справки. Старые чугунные батареи и стальные ребристые конвекторы отличались большими диаметрами внутренних каналов, чье подключение к стояку проектировалось без всяких байпасов. Мы ведем речь о приборах нового поколения с высокой теплоотдачей и меньшей пропускной способностью.

Байпас для радиатора

В однотрубных отопительных системах батареи лучше всего подключать с использованием байпаса. Для двухтрубных контуров и коллекторных разводок обводы не нужны, поскольку все отопительные приборы подключаются параллельно, и в каждый из них поступает теплоноситель одинаковой температуры. Если одна из батарей выходит из строя, то ее всегда можно снять без отключения отопительной системы (разумеется, при наличии отсекающих кранов).

В системах с однотрубной разводкой батареи подключаются последовательно, поэтому теплоноситель в каждом последующем приборе остывает. Результат очевиден – дальние приборы получают гораздо меньше тепла, и ни о каком равномерном распределении тепловой энергии не может быть и речи.

Решить проблему позволяют байпасы. Контуры подачи и обратки соединяются перемычкой, которая обеспечивает независимое движение потоков. Горячий теплоноситель поступает прямо в радиатор, в то время как другая его часть проходит дальше и на выходе смешивается с остывшей водой из одного радиатора. Такая схема позволяет донести гораздо больше тепла до последующих отопительных приборов.

В таком сценарии обе подводки – это элементы соединения радиатора с единственной магистралью, между ними и врезается байпас. Перемычка имеет небольшое смещение относительно оси стояка, благодаря чему вода попадает в батарею, а не течет по легкому пути. Решение работает следующим образом:

  1. Поток горячей воды на подходе к первому элементу обогрева делится на две части – первая поступает в радиатор, вторая затекает в байпас.
  2. После охлаждения первого потока на пару градусов происходит смешение обеих частей, далее половина направляется в магистраль. В результате образовавшаяся смесь обладает температурой примерно на градус ниже той, что была изначально.
  3. Этот процесс последовательно происходит во всех отопительных приборах. Все потребители сети получают заданное количество тепловой энергии (в идеале в равной мере), потому что насосы прогоняют по магистралям большие объемы воды, нивелируя температурные перепады между первым и последним звеном.

Подобное решение принято использовать в двухэтажном жилом строительстве. Несмотря на то, что вертикальный стояк обслуживает только пару радиаторов, верхний желательно оснащать байпасом. Причина – несоразмерность производительности бытовых и промышленных циркуляционных насосов.

Если исключить прямую байпасную перемычку, полный объем носителя, пройдя через батарею, остынет сильнее, чем в описанной схеме. Разница температур приведет к тому, что в каждую следующую квартиру будет поступать все меньше тепловой энергии, крайняя практически не будет прогреваться.

Именно поэтому байпас так важен при обустройстве вертикального однотрубного теплоснабжения. Двухтрубные разводки основываются на самостоятельных магистралях для остывшей и горячей среды, здесь перемычка не нужна.

Небольшая мощность циркуляционного насоса, установленного в загородном доме, компенсируется большими пропускными способностями и диаметром трубопровода.

Некоторые рекомендации помогут произвести установку:

  • для запорной арматуры подходят шаровые краны. Они позволяют надежно перекрыть подачу теплоносителя;
  • не стоит устанавливать смесительный клапан, который в обычной разводке не принесет пользы;
  • установка регулирующего механизма для однотрубных систем считается необходимой.

На схеме показаны составляющие элементы конструкции

Перед монтажом измеряется расстояние между обратной и прямой магистралью батареи. Затем отрезается кусок трубы нужного размера. Этот кусок в свою очередь также отрезается пополам и в него устанавливается шаровый кран. В случае использования полипропиленовых труб производится опрессовка гидравлическим методом.

Нюансы установки регулирующего устройства изображено на схеме

Обратите внимание! Функционирование регулятора производится при помощи кранов. Один кран монтируется на трубе

Это шаровой кран, который ограничивает подачу воды в аварийной обстановке. Другие два крана монтируются на горизонтальных магистралях.

В однотрубной конструкции монтаж байпаса на отопление необходим, чтобы при замене прибора отопления, жидкость продолжала циркулировать. В вертикальной установке радиатор подсоединен к стояку патрубками. Регулятор объединяет патрубки и монтируется перед батареей.

На схеме показано место установки байпасной перемычки на всю систему отопления при использовании твердотопливного котла

К функциям перемычки, которая ставится перед радиатором, относятся:

  • создание постоянного передвижения по основному контуру;
  • регулировка температуры и расхода теплоносителя непосредственно в радиаторе.

https://www.youtube.com/watch?v=tU8oCrR44vo

Монтаж байпаса позволяет смешивать теплоноситель из центральной магистрали с обратной линией батареи. За счет этого увеличивается температура и эффективность обогрева в целом.

Нюансы обвязки

как правильно сделать байпас на отопление

Важно понять, что же такое байпас в системе отопления, прежде чем его устанавливать. Вот некоторые полезные рекомендации, которые помогут выполнить установку своими руками: . чтобы направить воду в правильном направлении, нужно чтобы сечение перемычки было меньшего размера, чем сечение основного трубопровода;

монтаж конструкции производится рядом с прибором отопления, но как можно дальше от стояка;краны монтируются между входом/выходом батареи и регулирующей перемычкой;для автоматизации температуры прибора применяются терморегуляторы ;при монтаже конструкции рядом с котлом нельзя допускать перегрева;на срезы магистрали монтируются тройники;нельзя устанавливать задвижку или вентиль на бесклапанное устройство.

  • чтобы направить воду в правильном направлении, нужно чтобы сечение перемычки было меньшего размера, чем сечение основного трубопровода;
  • монтаж конструкции производится рядом с прибором отопления, но как можно дальше от стояка;
  • краны монтируются между входом/выходом батареи и регулирующей перемычкой;
  • для автоматизации температуры прибора применяются терморегуляторы ;
  • при монтаже конструкции рядом с котлом нельзя допускать перегрева;
  • на срезы магистрали монтируются тройники;
  • нельзя устанавливать задвижку или вентиль на бесклапанное устройство.

Вариант обвязки для однотрубной конструкции

При монтаже установки нужно соблюдать строительные нормы. Рядом с устройством байпаса должны присутствовать крепления или специальные опоры для труб.

Байпас в электрике, что это такое и для чего нужен

Байпас (англ. Bypass) – обходной путь, обводной канал, обход. Чаще всего, такой способ подключения используется в системах отопления. Каждый радиатор, насос или конвектор устанавливается с байпасом. Это позволяет исключить неисправный элемент, не нарушая циркуляцию системы. В электрике этим термином обозначается путь электроснабжения, в обход кого-либо прибора питания, на случай выхода этого прибора из строя. К приборам, которые оборудуются байпасом, относятся:

  • стабилизаторы напряжения;
  • источники бесперебойного питания;
  • частотные преобразователи;
  • устройства плавного пуска электродвигателей.

Подача напряжения через электро-байпас – нештатная ситуация, но это лучше, чем полное отключение электропитания.

Обход необходим в тех случаях, когда питание электроприемника осуществляется модифицированным током. Электронные стабилизаторы напряжения и ИБП, преобразуют переменный ток сети в постоянный. Затем, при помощи инвертора, формируют на выходе правильную синусоиду и ток с минимальным отклонением от установленного напряжения.

В отличие от стабилизаторов, частотные преобразователи модифицируют, как это следует из названия, частоту электрического тока. Регулировка этого параметра, плавно изменяет частоту вращения электродвигателя. Работа двигателя в обход частотного преобразователя, возможна в части технологических процессов, для их завершения.

Устройства плавного пуска предотвращают преждевременный износ электродвигателей, работающих в режиме пуск/стоп, снижают отрицательное влияние высоких пусковых токов. После запуска двигателя, необходимость в работе УПП отпадает, электромотор переводится на прямое электропитание от сети. Эту задачу выполняет байпас, являющийся частью устройства плавного пуска.

Устройства, регулирующие электропитание потребителей, как впрочем, и любые другие электроприборы, выходят из строя, требуют технического обслуживания и замены. В этих случаях, на время ремонтных или регламентных работ, электроснабжение переключается на обходную схему вручную.

Автоматический перевод электроснабжения в обход регулирующего прибора, происходит при обнаружении системой самодиагностики неисправности, ведущей к существенным отклонениям от заданных параметров электроснабжения или полному отключению подачи электроэнергии.

Разобравшись, что такое байпас в электрике, обходную схему энергоснабжения можно применять в случаях, когда подача напряжения напрямую, минуя модифицирующие его приборы, лучше, чем аварийное отключение.

Для теплого пола

При обустройстве теплого пола обязательно нужно установить смесительный узел, в котором всегда встраивается обводной трубопровод. Байпас в данном случае будет использоваться для обеспечения нормальной работы теплого пола, и без этого элемента отопление не сможет функционировать.

Все дело в рабочей температуре, которая должна поддерживаться в теплых полах. Теплоноситель в подающем контуре может разогреваться до 80 градусов, но в теплом полу его температура не должна превышать 45 градусов. Доведение жидкости до нужной температуры осуществляется в смесительном узле, который пропускает только нужный объем горячей воды. Весь остальной поток направляется в байпас, где происходит соединение с теплоносителем из обратного контура, и возвращается в котел.

Оцените статью
MALIVICE.RU