Стекло_Steclo

Стул_Sofa

 

Диван_Sofa

Sofa

 

Стульчик_Sofa

You are here Организация труда Шаг за шагом к цели

Шаг за шагом к цели

Подготовку в университете или колледже можно назвать скорее введением в специальность, чем освоением специальности. Последнее приобретается постепенно по мере накопления практического опыта. Предприятие или фирма по отношению к молодому работнику выполняет развивающую функцию, научая его овладевать делом от простейших операций до организации управления трудовыми коллективами. Динамика рынка сбыта товаров и услуг постоянно требует изменения характера производства, а, соответственно, и поведения работников. И такое обучающее воздействие предприятия на своих участников будет продолжаться весь период их пребывания в трудовом коллективе.
Как известно, в школьном обучении часто решающее значение имеет личность педагога, его подход к ученикам. Недаром любимые предметы бывают у любимых учителей. На предприятии же обучающей силой становится производственная обстановка, деловые отношения между работниками, техника и технология самого производства. Особо трудные уроки выпадают «ученикам» в форс-мажорные периоды производства, когда непредвиденно возникают исключительно напряженные обстоятельства.
Кроме стихийного, непредсказуемого обучения существует и планируемое, сознательное повышение знаний и опыта работников. Исследователи в области организации труда, начиная с американского инженера Ф. Тейлора, в начале прошлого века разрабатывали стандартные инструкции поведения работника при выполнении конкретной операции. Предполагалось, что неукоснительное выполнение требований инструкции позволит получить наибольшую отдачу в труде. Однако сам Тейлор признавал, что лучшим знатоком работы с позиции организации и техники ее выполнения является все же не исследователь со стороны, а именно рабочий; естественно, при условии, что он думающий человек и любит свое дело.
Один из первых практических опытов заокеанского исследователя в рационализации производства - усовершенствование труда каменщика. Сначала он тщательно проанализировал технологию каменной кладки и время, необходимое для выполнения каждой трудовой операции. После этого определил, на что работник напрасно тратит свои силы и время. Обнаружилось следующее: работник многократно зачерпывал кельмой раствор и разглаживал его, прежде чем взять кирпич в руки. За кирпичом каменщик нагибался и разгибался и к тому же поворачивал его так, чтобы тот лег целыми гранями наружу. Иногда в раствор попадали камешки, которые не позволяли уложить кирпич ровно, тогда рабочему приходилось кельмой выковыривать их. И, наконец, каменщик - квалифицированный специалист, который получал больше подсобников, вместе с ними переставлял леса.
Что же предложил в этой ситуации пытливый американец? Он доплатил рабочим кирпичного завода, чтобы они укладывали кирпич лицевой стороной строго на определенную сторону поддона. Каменщик перестал вертеть кирпич перед укладкой его в стену. Был изготовлен совок для раствора объемом 4 дм3, которым можно было наносить и сразу же распределять по ширине стены необходимое количество раствора. Каменщик перестал лишний раз «махать» кельмой. Были также изготовлены пружинные подставки для поддонов, которые опускались под действием тяжести кирпича и поднимались, когда поддон пустел. Каменщик перестал нагибаться за каждым кирпичом. Было введено обязательное просеивание песка на растворном узле. Каменщик перестал выковыривать камешки. Для подготовки лесов было увеличено число подсобников и каменщику оставалось только одно - перенести кирпич на минимальное расстояние и ровно уложить его в конструкцию стены.
К тому же Тейлор организовал отбор работников, тренировал каждого из них, разработал для них режим труда и отдыха. В итоге, увеличив зарплату каменщика в два раза, он добился повышения производительности труда в десять раз. Вот что значит продуманный, организованный труд!
Ряд деятелей в научной организации труда пошли дальше Тейлора - «вглубь» работы; они изучали уже не общую механику операций, а микроэлементы, составляющие эти операции, т.е. непосредственно трудовые движения, например протянуть руку и взять инструмент. В итоге были разработаны стандарты самых экономных с позиции затрат труда и времени трудовых движений, которые особенно эффективно применять в сборочном поточном производстве.
Названные стандарты, безусловно, полезны, но лишь как временная форма приспособления организации производства к определенному продукту труда. Как только происходит переход к новым изделиям, необходим новый комплекс операций и приемов. И лучший результат достигается в сочетании двух творцов: исследователя и рабочего.
Механизированный подход к анализу труда предполагает разложение его на самые примитивные, самые элементарные движения. Чем менее совершенны эти движения, тем больше в них сил торможения. Совершенное овладение каким-либо движением приближает его к автоматическому, и таким образом нервное напряжение и мышечные усилия будут сведены к минимуму. И чем большим числом «автоматов» овладевает человек, тем выше производительность его труда.
Принцип биологического автоматизма можно применить и к умственному труду, поскольку последний не имеет принципиального отличия от физического. Разве положение тела при работе с компьютером менее важно, чем за токарным станком? Умственный труд будет тем эффективнее, чем свободнее человек создает в своем воображении комбинации из известных ему элементов. Для того чтобы стать сильным работником мысли, надо кроме особых способностей, полученных от Создателя, выдержать еще три условия. Во-первых, мирное состояние души. Воспаленная, мятежная душа - это антипод ее вдохновенного, творческого состояния. Во-вторых, надо обладать отличной памятью, т.е. мгновенно, автоматически, доставать из ячеек памяти элементы и, комбинируя их, создавать различные мысленные системы. Набор таких систем будет определяться как памятью, так и богатством воображения. И, наконец, самое прозаическое условие: в познании каждого нового элемента природы должно сочетаться ясное понимание его сути с ясным запоминанием его свойств. Школьник быстро решает задачи по геометрии, если до этого он в совершенстве познал свойства простейших геометрических фигур.
Таким образом, автоматическое, мгновенное включение в работу бесчисленных переменных, ставших навсегда «своими», позволяет человеку творить беспредельно. Автоматизм человека от включения простых двигательных реакций до создания сложных мыслительных комбинаций не противоречит, а помогает его творческой природе. Чем меньше работник затратит энергии на поисковые, чисто исполнительские операции, тем больше сил и времени у него останется для творчества.
 

Похожий материалСамые интересныеСлучайный выбор

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Контактная информация

Компания "MaLiViCe"

  • Адресс: г. Москва
  • Email: company@malivice.ru

Строительство от А до Я